Толкования на Быт. 15:8

Свт. Иоанн Златоуст

Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею

См. Толкование на Быт. 15:7

Свт. Кирилл Александрийский

Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею

См. Толкование на Быт. 15:1

Свт. Филарет (Дроздов)

Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею

Принимая сей вопрос за прошение знамения для укрепления веры, некоторые укоряют Аврама, а некоторые замечают, что прошение знамения не всегда предполагает неверие предосудительное, так как, напротив, и отречение от знамения не всегда есть знак чистой веры (Суд. 6:17; 4 Цар. 20:8; Ис. 7:12). Но как невероятно, чтобы Аврам стал просить знамения, тогда как он беседовал не с пророком или каким‑либо неизвестным посланником Божиим, но с самим Богом, и уже не в первый раз; когда уже веровал и получил оправдание верою, и как в последующем откровении не видно такого знамения, по которому бы оно имело более достоверности, нежели предыдущее, то вопрос Аврама приличнее излагается так: «Доселе я живу в земле, обетованной мне, как в чуждой и не знаю, когда и как соделаюсь ее обладателем; может быть, для сего потребен будет с моей стороны некоторый труд; итак, почему могу я узнать время и случай, которым должно начаться исполнение обетования?» Точно на сей вопрос ответствует Бог в следующем откровении при вступлении в завет с Аврамом. Подобный вопрос предлагали Апостолы Иисусу Христу о пришествии ожидаемого царствия Его (Мф. 24:3).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею

Аврам видел, что земля Ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, и теперь слышит, что земля эта будет дана не ему, а его семени, и потому о том, что должно было совершиться не в его время, желает узнать, как это будет, и как семя его войдет в эту землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга; или придут другие народы, истребят ее жителей и сделают землю для нас пустой; или мое семя сделается могущественным, придет, истребит жителей земли и получит ее в наследие; или земля поглотит жителей за дела их; или сами жители переселятся в другую страну от голода, или побуждаемые какой-либо молвой, или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из этих способов его семя получит землю в наследие. Но Бог знал, чего хотел Аврам, и вместе с желаемым открыл ему также то, о чем тот не просил.

В том, что Аврам от приготовленной им жертвы отгонял хищных птиц, Бог показывал ему, что его семя за грехи свои будет злострадать, но по молитвам праведников спасется. В образе огненной печи (Быт. 15:7), нисшедшей с неба, Бог давал ему разуметь, что спасение будет послано с небес, когда не останется среди них праведников. Телица трехлетняя, коза трехлетняя и овен трехлетний изображали или то, что потомки Аврама будут избавлены от рабства через три поколения, или что из их среды произойдут цари, священники и пророки. Рассечение пополам животных предзнаменовало разделение потомков Аврама на колена (см. Быт. 49:1-28; Ис. Нав. 13-19), а то, что птицы не были рассечены, означало их взаимное согласие.

Толкование на Книгу Бытия.

См. также Толкование на Быт. 15:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства.

И рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам

Как обладание землею Ханаанскою обещано Авраму не лично, а в лице его потомства, так удостоверение в несо­мненности исполнения этого обещания Аврам желает по­лучить не для себя лично, а для своего потомства. Вера Аврама в обетование Божие, какую перед сим он обнару­жил, была так велика, что вменена ему в правду. Поэтому невероятно, чтобы он лично нуждался в желаемом удосто­верении, – оно, по убеждению Аврама, нужно было для его потомства. Обетование о наследовании земли Ханаан­ской, думал Аврам, может исполниться не прежде, как потомство его возрастет в многочисленный народ. Для сего потребно немалое время, и в это время оно может испытать много превратностей в своей судьбе, много скорбей и бед­ствий. Немудрено, что эти скорби и бедствия, при долгов­ременном ожидании обетованного наследия, могут поко­лебать в потомках Аврама веру в обетование. По сему естественно было желать Авраму, чтобы Господь особен­ным образом запечатлел для его потомков истину Своего обетования, и предварительно открыл им, как оно должно исполниться. Господь признал уважительным желание Аврама, и верность Свою в исполнении обещания о наследнии земли ханаанской оградил заветом с Аврамом и его семенем (Быт. 15:18). Описание обряда вступления в сей завет содержится в следующих стихах.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею

«Владыко Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?» Так как обетование обладания Палестиной относилось не к личности самого Аврама, а к судьбе его потомства, то лучшим объяснением данного вопроса является мнение тех экзегетов, которые полагают, что Аврам ставил этот вопрос не для себя и не за себя, а за свое будущее потомство, ради его удостоверения в правдивости таких, по-видимому, неосуществимых обетований.

«Обетование о наследовании земли Ханаанской, думал Аврам, может исполниться не прежде, как потомство его возрастет в многочисленный народ. Для сего потребно немалое время, и в то время оно может испытать много превратностей в своей судьбе, много скорбей и бедствий. Немудрено, что эти скорби и бедствия, при долговременном ожидании обетованного наследия, могут поколебать в потомках Аврама веру в обетование. Посему естественно было желать Авраму, чтобы Господь особенным образом запечатлел для его потомков истину Своего обетования, и предварительно открыл им, как оно должно исполнится» (еп. Виссарион).