Толкования на Быт. 15:10

Свт. Иоанн Златоуст

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

«И взя, – сказано, – и раздели их на полы». Надобно заметить, что не напрасно и не без причины Он (Бог) назначил и самый возраст: Он повелел взять трехлетних, то есть, взрослых и совершенных. «И раздели я (Авраам) на полы, и положи я противолична едина ко другому, птиц же не раздели». И сидя, охранял разделенные части, чтобы не повреждали их прилетающие птицы, и это делал он (Авраам) целый день.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.

Свт. Кесарий Арелатский

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

Обратите особое внимание на то, что сказано об Аврааме: он разделил животных пополам и положил одну часть против другой, только птиц не рассек, - говорит Писание. Почему же так, братья? Потому что в Церкви кафолической плотские люди разделяются, а духовные - нет, и, как Писание говорит, они разделяются друг против друга (ср. Мф. 12:25). Почему плотские люди разделяются и противостоят друг другу? Потому что все порочные любители мира сего не стремятся избегать разделений и ссор между собой: они потому разделены, что противостоят друг другу. А вот птицы, то есть люди духовные, не разделены. Почему так? Потому что у них одно сердце и одна душа (Деян. 4:32) в Господе, потому что им свойственно хотеть одного и того же и не желать одного и того же. Горлицы и голуби, упомянутые выше, уж точно похожи на такие души. Горлица символизирует чистоту, голубь - простоту. Все богобоязненные люди в кафолической Церкви, понятно, чисты и просты, так что могут вторить псалмопевцу: кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54:7); и еще сказано: И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих (Пс. 83:4).

Плотские люди, способные разделяться, находятся под давлением тяжких оков порока - люди духовные устремляются ввысь на крыльях различных добродетелей. Словно на двух крылах, то есть двух заповедях любви к Богу и ближнему своему, они поднимаются на небеса. Вместе с апостолом они могут сказать: Наше же жительство - на небесах (Фил. 3:20). И когда священнослужитель говорит «Горе имеем сердца», они с твердостью и рвением могут сказать «Имамы ко Господу», но не часто и не многие люди в Церкви могут утверждать это ответственно и правдиво.

Итак, Авраам не разделил птиц, потому что духовные люди, имея одно сердце и одну душу, как я сказал, не могут отделиться от любви к Богу и любви к ближнему. Они восклицают с апостолом: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение? (Рим. 8:35), и далее следуют другие возможные причины, пока не сказано так: ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Потому мучения не могут отделить от Христа людей духовных, а людей плотских может разделить даже праздная сплетня. Жестокий меч не разделит первых, плотское чувство может сделать это со вторыми: ничто суровое не сломит людей духовных, но плотских может подкупить даже льстивое слово. Вот поэтому Авраам разделил животных пополам, а птиц не разделил.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

См. Толкование на Быт. 15:1

Свт. Филарет (Дроздов)

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

Рассек их пополам. Без сомнения, и сие разделение, и расположение животных по частям сделано было по повелению Божию, хотя сие последнее и не полно в повествовании Моисея. Описанный здесь обряд был обыкновенный в древности обряд вступления в завет или в союз (Иер. 34:18-19), который употреблялся и у язычников (Boch. ffier. p. I. L. II, с. 33). От сего обряда произошли выражения сещи союз, сещи клятву (Iliad. В. V. 124). Прохождение вступающих в союз между двумя половинами рассеченных животных, может быть, знаменовало то, что как сии рассечения составляли прежде одно тело и имели одну жизнь, так обе союзные стороны обещают взаимно водиться единым духом и составлять единое общество. Бог, употребляя при вступлении в завет с Аврамом обряд, свойственный союзам человеческим, делает некоторое применение к тому, что Патриарх не имеет на земле довольно надежных союзников для своей безопасности, и поставляет Себя во всевозможной к нему близости.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Августин

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

Потому и сказано: только птиц не рассек, что деление бывает между плотскими, а духовные неразделимы, ибо они избегают деловых пересудов людей, как горлица, или живут среди них, подобно голубю. Каждая из этих птиц проста и невинна, означая, что в самом народе Израиля, которому земля дана будет, нераздельно дети обетования и наследники Царства в вечном блаженстве пребывать будут.

О граде Божием.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-11 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их

Ни к чему разбирать это священнодействие в настоящем сочинении. Скажу лишь то, что вместо приведенных мною слов в еврейском тексте написано: «И спускались на трупы хищные птицы, и Аврам отгонял их». Ведь по его заслугам Израиль часто избавлялся от бед.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства.

Взя же он вся сия и раздели я на полы и положи я противолична едина к другому: птиц же не раздели

См. Толкование на Быт. 15:9

Лопухин А.П.

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

См. Толкование на Быт. 15:9