Толкования на Быт. 15:18

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 18-21 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев

Смотри, как опять Господь продолжает подтверждать ему Свое обетование. «Завеща, – сказано, – завет, глаголя: семени твоему дам землю сию». Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: «от реки Египетския даже до реки великия Евфрата», – так велико, говорит, будет семя твое. Заметь, как во всем Он (Бог) хочет показать ему необычайное множество (потомства его). Сказав прежде, что сделает семя его так бесчисленным, как множество звезд, теперь показывает ему и обширность пределов, чтобы и отсюда он узнал, как далеко распространится будущее его потомство. И не только это (показал), но упоминает раздельно и о тех народах, которых намеревался дать в обладание его семени, чтобы всем этим доставить праведнику полное удостоверение. Но когда уже столь великие обетования даны были, Сара еще оставалась неплодною и старость (обоих) их увеличивалась; а это для того, чтобы, представив величайшее доказательство своей веры, они при этом познали и немощь человеческого естества, и величие силы Божией.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 18-19 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев

Иноземные народы даны ему словно для научения, чтобы наипристальнейший ум праведного мужа отверг пороки и исправил заблуждения. Однако более очевидным образом здесь показывается таинство Церкви, поскольку через ее апостолов, которые Израильтяне; их и отцы, и от этих отцов Христос родился под Законом по плоти (Рим. 9:4-5), - должна быть собрана Церковь из народов язычников, которым предстоит уверовать. И не случайно он обозначил их общим числом десять, но чтобы показать, что они, будучи прежде неверными, после того как исполнили меру нечестия, действительно получают венец веры.

Об Аврааме.

Свт. Филарет (Дроздов)

В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата

В сей день заключил Господь и проч. Здесь повествователь только, кажется, повторяет содержание предыдущего сказания.

От реки Египетской до великой реки Евфрата. До сих пределов простирались владения Давида и Соломона (2 Цар. 8:3; 2 Пар. 9:26). Хотя в строгом смысле и не были оныя реки пределами земли обетованной, однако для пророчества, долженствующего простираться на многие столетия, нельзя было избрать прочнейших и яснейших признаков, дабы определить местопребывание потомства Аврамова.

Толкование на Книгу Бытия.

Блаж. Августин

Ст. 18-19 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев

Данный Аврааму вслед за этим завет точно показывает землю Ханаан и называет в ней одиннадцать народов, от реки египетской до великой реки Евфрат. Итак, [граница] не от главной реки Египта, то есть Нила, но от малой, которая разделяет Египет и Палестину, где стоит город Ринокорура.

О граде Божием.

Дидим Слепец

Ст. 18-19 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев

После того, как прошли светильники между рассеченными животными, Бог подтвердил Свой завет, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, - и далее Он описал размеры этой земли.

Следует понимать эту землю, даваемую духовному потомству святого, в соответствии с указанным ранее возвышенным смыслом. Эту землю обещает и Спаситель тем, кто достиг кротости (ср. Мф. 5:5). Обещание это подобает только истинным детям, а не всем произошедшим от плотского преемства. Действительно, не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за потомство (Рим. 9:8). Ведь тот, кто делает дела Аврамовы, есть его чадо (ср. Ин. 8:39). Весьма кстати здесь сказано: от реки до реки, ведь обетование, подобающее потомству святого, есть не что иное, как добродетель, находящаяся посреди беспрерывно изменяющихся, текучих вещей, которые суть не части ее, а границы. Ведь если кто-нибудь окажется вне добродетели, эти изменчивые вещи тотчас бросаются ему навстречу. Обрати внимание, не сказано ли о реках еще и из-за того, что на добродетельного человека часто нападают искушения и он находится среди притесняющих его, но все равно торжествует над ними.

На Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата

«В этот день заключил Господь завет с Аврамом…» Еврейское название завета «берит», происходящее от глагола, означающего «резать, рассекать разрубать», ясно указывает на тесную связь его с вышеописанным обрядом прохождения через рассеченные части животных. Этим актом Господь вступает в торжественный завет с Аврамом, по примеру того, как раньше Он вступал в подобный же завет с Ноем (Быт. 9:9). Впрочем, завет Бога с Аврамом имеет в виду более важные теократические цели, почему он и обставляется еще большей торжественностью, чем завет с Ноем.

«потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки…» Границами будущего владения евреев Господь указывает две реки: с востока Евфрат, а с запада какую-то египетскую реку. Под последней нельзя разуметь Нила, так как Евфрат в сравнении с Нилом не мог бы быть назван великой рекой; очевидно - это какая-либо из пограничных египетских речек, значительно меньших Евфрата; полагают, что это - река Сихор, которая отделяла Египет от Палестины и на которой стоял город Риноколюра. В этих пределах евреи действительно владели землей Ханаанской во времена царей Давида и Соломона (3 Цар. 4:21; 2 Пар. 9:26; Пс. 71 ;8; 2 Цар. 8 гл.), когда не только вся Палестина и все окружающие ее кочевые племена признавали владычество царей Израиля, но даже и цари южной Аравии преклонились перед ими.

«Но замечательнее на этом именно пространстве влияние нравственное, которое Аврам, потомки его патриархи, Давид и Соломон удержали до сих пор над умами кочевых племен. Память их чтится более памяти Магомета» (Властов).