Толкования на Быт. 16:13

Свт. Иоанн Златоуст

И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня

Смотри, как и (новым) наименованием места хочет сохранить навсегда память о нем. «Прозва бо, – говорит Писание, – место: кладязь, идеже видех предо мною». Видишь, как раба, от постигшей ее скорби, становясь мало-помалу благоразумнее, выражает свою благодарность за оказанное ей благодеяние, и воздает, чем может, за столь великое о ней попечение.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.

Свт. Филарет (Дроздов)

И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня

Тогда Агарь нарекла Господа, говорящего к ней. Агарь взывает уже не к Ангелу, но к Богу, потому что в посланнике видит Пославшего и в орудии — Действующего; подобно как Авигаиль послам Давида кланялась и говорила как самому Давиду: се раба твоя, и проч. (1 Цар. 25:40-41).

Ты Бог видения! ибо, сказала она, даже и здесь я видела в след видящего меня. Чтобы понять сии восклицания, надобно представить, что Агарь сперва, вероятно, почитала Ангела за странника; потом из разговора постепенно узнавала его; и наконец, когда он стал невидим и, может быть, в последнюю минуту видения просиял, ясно узнала в нем явление Бога. Тогда в восхищении от удивления и радости, желая восхвалить Бога за столь нечаянное и столь торжественное откровение, она восклицает: «Ты Бог видения! Ты все видишь, и всюду видим; Ты весь видение! Ибо я думала, что благодать откровений обитает только в доме Аврамовом; нет, даже и здесь, не только Ты видишь меня, но и я видела Тебя в след; я не узнала откровения Твоего вначале, но увидела славу Твою при окончании видения».

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня

См. Толкование на Быт. 16:9

Дидим Слепец

Ст. 13-14 И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом

Выше мы прочитали, что с ней говорил Ангел Божий, теперь же она называет его Господом и Богом. И без преувеличения можно сказать, что ангел, подобно пророкам, был слугой не своих слов, но Божиих. Ибо неким образом и ангелы, когда служат и предвещают будущее, исполняют дело пророков, и имя «ангел» выражает действие, а не сущность, так же, как и наименование «пророк». Итак, Ангел говорил слова Божии, и Агарь назвала его Богом, поскольку Он обитал в нем. Подобно и Исайя, пророчествуя, иногда говорит от собственного лица, как имеющий в себе пророческий дух, а иногда произносит пророчество от лица Бога без предваряющей фразы говорит Господь - например, когда говорит: Я создал землю и человека на ней (Ис. 45:12), а ссылаясь на Господа, он возвещает: Слушай, небо, и внимай, земля, потому что Господь сказал (Ис. 1:2). Мы это говорим, чтобы показать, что не все слова пророк произносит только как посредник, но причастие Богу дарует также власть, и причастные Богу именуются богами благодаря жительству в них Бога. И в самом деле, Ангел, говорящий с Моисеем, был назван Богом, ибо сказано: И позвал его Ангел Господень и сказал: Я Бог Аврама, Бог Исаака и Бог Иакова (Ис. 3:2-6). Так что в отношении служения это слова ангела, а в отношении смысла - Бога.

Хорошо, что между Кадесом и между Баредом было узрено явление наставляющего слова, ибо Кадес переводится как «святой», а Баред как «молния». Итак, между этими двумя: между святым, который причастен созерцанию божественных вещей, и между молнией, то есть сверкающим состоянием, совершается божественное наставление, ибо молнии Твои освещали вселенную (Пс. 76:19; ср. Пс. 96:4).

На Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня

«И нарекла (Агарь) Господа, Который говорил к ней…» Замечание самого бытописателя, имеющее большую важность в вопросе об установлении личности Ангела Господня.

«Ты Бог видящий меня…» Точно такое же значение имеют для нас и эти слова Агари. Кроме того, в них дано исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение (Пс. 138:11,12; Иов. 34:21-22; Ам. 9:2-3). Это еще яснее выражено славянским переводом: «Ты Бог, призревый на мя», т. е. явивший на мне Свою промыслительную силу.

Толковая Библия.