Толкования на Быт. 17:12

Свт. Иоанн Златоуст

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени

См. Толкование на Быт. 17:9

Свт. Амвросий Медиоланский

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени

Поскольку Авраам призван к совершенному, он получает прорицание совершенства: обрежьте, - сказано, - весь мужеский пол ваш и обрежьте плоть вашу. Совершенное же обрезание духовно - в самом деле, и текст учит нас этому, когда говорит: обрежьте жестокость сердца вашего (Втор. 10:16). Многие понимают это место так: обрежьте весь мужеский пол ваш, то есть ваш ум, ибо нет ничего крепче ума. Далее, поскольку мужской пол еще и свят, сказано: всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу (ср. Исх. 13:2). Что же более свято, чем ум, который производит семена благих помышлений, которыми он разверзает ложесна души, заключенные бесплодием, которое препятствует родам, так что он способен породить те невидимые поколения, очевидно, в той утробе, о которой говорит Исайя: Мы зачали в утробе и родили дух спасения (Ис. 26:18).

Итак, обрезание сердцем умопостигаемо, а обрезание плоти, как заповедано, чувственно: первое как истина, а второе как знак. Таким образом, обрезание двойное, потому что требуется воздержание души и тела. Наконец, египтяне обрезывают мужчин на четырнадцатом году и требуют, чтобы и женщины обрезывались на том же году, потому что с этого возраста, очевидно, начинает разгораться страсть мужского вожделения и у женщин начинаются месячные. Но Податель вечного Закона требует знака телесного обрезания только у мужчин, потому что при сношении мужчина более страстен, нежели женщина, и потому Он желал ослабить его пылкость знаком обрезания. Или потому, что мужчины полагают, что они гуляют законно, раз они воздерживаются от прелюбодеяния, и думают, что отношения с блудницами соответствуют закону природы, хотя ни мужчине, ни женщине не позволено сочетаться ни с кем иным вне брака.

Согласно же возвышенному толкованию возвещается то, что, если ум чист и обрезан, свободен от излишних вожделений и помыслов, он привязывает душу к своей чистоте и, преисполненную чистыми чувствами, делает родительницей благого потомства. Закон повелевает на восьмой день обрезывать мальчика: очевидно, это предписание имеет некий таинственный смысл, потому что это день воскресения. Ведь Господь Иисус воскрес в воскресенье. Следовательно, если день воскресения застанет нас обрезанными и свободными от излишних преступлений, омытыми от всякой скверны, чистыми от телесных пороков, если с этого дня ты станешь чист - ты воскреснешь чистым.

Об Аврааме.

Свт. Кирилл Александрийский

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени

См. Толкование на Быт. 17:9

Свт. Филарет (Дроздов)

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени

Осьми дней. Осьмой день по рождении младенца, по замечанию Аристотеля (De animal. L. VII, с. 12) важен потому, что до исполнения семи дней нельзя увериться в его жизненности. В Св. Писании вообще седьмое число представляется таинственным числом совершения, и вещи, не достигшие в сие число, почитаются несовершенными, почему и животные не могли быть приносимы Богу прежде исполнения семи дней от их рождения (Исх. 32:30).

Осьмой день обрезания, может быть, назнаменует обновление человеческого естества Воскресением Христовым в полноте седмицы, или в первый по седьмом день, и также, может быть, очищение всего мира в течение великих семи дней Божиих.

Мужского пола. Пол женский не исключается от завета, но входит в него своим рождением от обрезанных и обрезанием рожденных от себя. Сим назнаменуется то, что заветное семя, спасающее мужа и жену, есть не жена, но муж.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт. 17:1–7, 9–12, 14). В состав сей паремии входит большая часть предшест­вующей, рассмотренной нами паремии (Быт. 17:1 – 7), и повествование об установлении обрезания (Быт. 17:12, 14).

И отроча осмодневно обрежется вам, всяк мужеский пол в родех ваших

«Отроча осмодневно обрежется вам». Обрезанию на­значено определенное время, дабы не подать повода к небрежению, не слишком близкое по рождении, чтобы дать младенцу окрепнуть в силах для перенесения нелегкой операции и достигнуть нужной для сего зрелости. В Священном Писании вообще седьмое число представляется числом полноты и совершенства, и вещи, не достигшие сего числа, почитаются несовершен­ными. Потому и животные могли быть приносимы Богу не прежде, как по исполнении седьми дней от их рождения (Исх. 22:30). И не слишком позднее для того, чтобы родители могли иметь утешение поскорее видеть свое дитя в завете с Богом. Совершение обрезания в осьмой день почитаемо было столь необходимым, что не откладываемо было даже в субботу, если она совпадала с этим днем (Ин. 7:22). – «Всяк мужеский пол». Хотя обрезание, как знамение завета, долж­но быть совершаемо над одним мужеским полом, но сим не исключаемы были из завета лица женского пола; они участвовали в завете своим рождением от обрезанных и обрезанием рожденных от себя. Притом, жена составляет одно лицо с мужем, и, следственно, разделяет с ним то освящение, знамением которого служит обрезание; а неза­мужняя должна была утешать себя по крайней мере тем, что она, как член семейства, могла с прочими членами участвовать в праздновании Пасхи, наравне с замужними и с обрезанными, – преимущественно одних членов из­бранного народа (Исх. 12:3-48). – «В родех ваших»: во всех последующих родах.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени

«Восьми дней от рождения…» Следовательно, обрезание совершалось спустя неделю после рождения, и это соблюдалось настолько строго, что ради обрезания нарушался даже покой субботнего дня (Ин. 7:22-23).

«младенец мужеского пола…» Этим, между прочим, обрезание у евреев отличается от обрезания у египтян и других древних народов, где оно практиковалось и относительно женщин.