Толкования на Быт. 17:21

Свт. Иоанн Златоуст

Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год

Посмотри же теперь, возлюбленный, как праведник в одно мгновение получает награду за все (прежнее) время, и исполняется слово, сказанное от Христа ученикам: «всяк, иже оставит отца или матерь, или дом или братию… имене Моего ради, и здесь сторицею приимет, и живот вечный наследит» (Мф.19:29). В самом деле, подумай, как этот праведник, с готовностию повинуясь повелению Господа, оставил собственное отечество, предпочел чужую сторону родной, как показал он в себе великое терпение и мало-помалу восшел на необычайную высоту добродетели, и за то столько прославлен, что потомство его стало равно множеству звезд. А если рассуждать основательно, то он получил не только во сто раз, но и в десять тысяч раз более. Если же он здесь удостоился столь великих наград, то какое слово может изобразить уготованные ему блага – «там»? Впрочем, сколько возможно, и это в слове покажем. В самом деле, когда слышишь, что все праведники, с того времени до ныне и до последних времен, молятся о том, чтобы вселиться в недра этого праотца, то можно ли представить славу больше этой? Видишь ли, как много значит терпение, что значит добродетель, что значит благочестие и великая признательность к благодеяниям Господа? Вот за то, что он жертвовал собою во всякое время, все принимал с благодарностию, и приятное и неприятное, человеколюбивый Бог наконец и даровал ему высшее из всех благ и для самого праведника наиболее вожделенное. Посмотри, как Бог искушал добродетель праведника в продолжение двадцати четырех лет, потому что в то время, как, повинуясь повелению Господа, он вышел из Харрана, ему, как сказано, было семьдесят пять лет, а теперь, когда услышал это обетование, ему наступил уже сотый год.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 40.

Свт. Филарет (Дроздов)

Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год

Вообще, изображенные здесь два благословения, Исааково (Быт. 17:19) и Измайлово (Быт. 17:20), разнствуют между собою как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, земные, временные.

В сие самое время в следующем году. То есть ровно через год.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год

«Но завет Мой поставлю с Исааком…» Т. е. не со всем потомством Авраама, - хотя и было оно все обрезано, - а только с тем, которое имело произойти от Исаака, как сына обетования и веры.