Толкования на Быт. 19:36

Сщмч. Ириней Лионский

И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего

Это произошло, когда Лот не знал об этом и не рабствовал наслаждению, но таким образом совершилось домостроительство, через которое были явлены две синагоги, без плотского наслаждения родившие на свет детей от одного и того же Отца. Ибо, как написано, не было никого другого, кто мог бы дать им жизненное семя и прибавку детей.

Против ересей.

Ориген

И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего

После этого Лот поднялся в гору и, как гласит Писание, жил в пещере, и с ним две дочери его. Надо полагать, что и Закон поднялся: ибо пришел к возведенному и украшенному Соломоном храму, когда тот стал воистину домом Господа, домом молитвы (Ис. 56:7) - но злые обитатели сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:13; Лк. 19:46; Иер. 7:11)… Пророк ясно описывает этих двух дочерей, говоря, что Огола и Оголива - это две сестры, и что на самом деле Огола была Иудеей, а Оголива Самарией (см. Иез. 23:4): разделившись на две части (см. 3 Цар. 12), народ породил двух дочерей Закона. Те дочери, стремясь к плотскому продолжению рода и к укреплению сил земного владычества через обильное потомство, лишают своего отца разума и усыпляют его вином, то есть окутывают и затемняют его духовное зрение и домогаются от него исключительно плотского. Отчего сделались они беременными и родили сыновей, которых не знает и не признает отец. И не было ни согласия, ни воли Закона на плотское рождение (ср. Лев. 18:10) - но усыплен Закон, и наступили последствия, в числе которых невозможность посещать Церковь Господа: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки (Втор. 23:3), как о том сказано в Писании. Означает это, что плотское поколение Закона не войдет в Церковь Христа, ни в третьем колене ради Троицы, ни в четвертом ради Евангелия, ни после века сего, когда войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется (Рим. 11:26).

Выше в моральном смысле Лота мы трактовали как мужественную душу, о жене же его, которая обернулась назад, отозвались как о плоти, которая предала себя вожделению и сладострастию. И этим, о слушатель, не пренебрегай! Тебе следует быть осмотрительным, даже если ты избежал пламени мира и освободился от огня плоти, даже если ты поднялся выше города Сигора, он же мал и не мал (Быт. 19:20), который расположен где-то посередине… и кажется, что ты достиг такого знания, как вершина горы. Остерегись, как бы те две дочери не лежали в ожидании тебя, которые не покидают тебя, а идут за тобой, даже когда ты поднимаешься на гору. Они суть Тщеславие и ее старшая сестра Гордыня. Смотри, как бы в свои ранящие объятья те дочери не затянули тебя, лишенного разума и спящего, когда видно, что ты ни чувствовать, ни знать не можешь. Их называют дочерьми, потому что они нападают на нас не извне, но из нас самих и как бы из непорочного состояния - от наших же поступков и как бы в единстве с нами. Будь поэтому настороже, насколько только можешь, и гляди, как бы не получить сыновей от этих дочерей. Потому что рожденный от них не может войти в общество Господне (Втор. 23:3). Но если ты желаешь рождать, рождай в духе, поскольку сеющий в плоть свою от плоти, пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6:8). Если ты хочешь обнять, обними мудрость и скажи мудрости: ты сестра моя! (Притч. 7:4), чтобы мудрость могла то же самое сказать и тебе: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, сестра и матерь (Мф. 12:50). Иисус Христос, Господь наш в этой мудрости, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4:11).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего

См. Толкование на Быт. 19:31