Толкования на Быт. 20:6

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней

Что же человеколюбивый Господь? «Рече же ему Бог во сне». Посмотри, какое снисхождение оказывает Господь, во всем являя Свою благость. «И Аз, – говорит, – познах, яко чистым сердцем сотворил еси сие». Знаю, говорит, что они сами устроили этот замысел, и что ты сделал это, будучи обманут словами их; и потому-то, чтобы обман их не ввел тебя в грех, «пощадих тя, да не согрешиши ко мне». Велико снисхождение в этих словах, велико человеколюбие Господа! «Против Меня, говорит, обратился бы этот грех». Как у людей, когда кто-нибудь сделает обиду рабу, пользующемуся большою честию у своего господина, господин относит эту обиду к самому себе, и говорит: ты меня оскорбил тем, что так поступил с моим рабом – что с ним делают, то меня касается, – в том же смысле и благий Господь говорит: «пощадих тя, да не согрешиши ко мне». Они, говорит, Мои рабы, и Я такое имею о них попечение, что все, случающееся с ними хорошее, или худое, отношу к Себе; «сего ради не попустих ти коснутися ее». Так как Я много пекусь о них, то, зная, что ты по неведению нанес было им это оскорбление, «пощадих тя, да не согрешиши ко мне». Не смотри на этого мужа просто, как на одного из обыкновенных людей; познай, что они из числа тех, о которых Я наиболее промышляю и которые имеют ко мне особенную близость.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней

Удержал тебя от греха. Сию милость оказал Бог Авимелеху сперва некоторою болезнью его (Быт. 20:17-18), которая сделала Сарру неприкосновенною; а потом и сим самым откровением.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней

См. Толкование на Быт. 20:2

Ориген

И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней

Если Сарра представляет собой добродетель и Авимелех пожелал получить ее в чистоте сердца, то почему сказано, что Господь не допустил его прикоснуться к ней? Авимелех означает «мой отец - царь». Мне думается, что сей Авимелех представляет усердных и мудрых светских людей, которые, занимаясь философией, хотя и не достигают полного и совершенного порядка благочестия, все же поняли, что Бог есть Отец и Царь всех вещей, то есть Тот, Кто все сотворил и правит вселенной. Что касается этики (то есть моральной философии), они известны тем и получают в том одобрение, что стремились к очищению сердца и всей душой и усердием искали вдохновения божественной благодати. Но Господь не допустил их прикоснуться к ней. Ибо передать данную милость неиудеям было предначертано не Аврааму, который, несмотря на свое величие, был все же только рабом (ср. Быт. 18:3), но Самому Христу. Авраам стремился исполнить через себя то, что сказано о нем, а именно: и благословятся в семени твоем все народы (Быт. 22:18). Тем не менее данное ему обетование высказывается Исааку, а значит, Христу, как о том говорит апостол: Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3:16).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней

«Я знаю… потому и не допустил тебя прикоснуться к ней». В содержании этого стиха заключен целый ряд глубоких истин: во-первых, здесь обнаруживается божественное всеведение, которое проникает в глубину наших помыслов и чувств; во-вторых, здесь раскрывается то высокое свойство Божественного Правосудия, по которому оно судит и оценивает поступки людей не по внешним фактам, а по их внутренним мотивам и нравственному настроению виновного; наконец, отсюда же вытекает и представление о Боге, как о верховном охранителе святости и чистоты брачного союза.