Толкования на Быт. 20:13

Свт. Иоанн Златоуст

когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой

«И бысть, егда изведе мя Бог от дому отца моего». Обрати здесь внимание на великую мудрость праведника, с какою он, в порядке повествования о себе, показывает им, что он с самого начала был одним из избранных Богом, что сам Бог и из дома воззвал его, и в их страну привел, чтобы царь познал, что он один из людей, имеющих великое дерзновение пред Богом. «Егда, – говорит, – изведе мя Бог из дому отца моего, рех ей: правду сию сотвориши ми, во всяко место, идеже аще приидем, тамо рцы в мне, яко брат, ми есть». Так как выше он сказал: «рекох бо: негли несть благочестия на месте сем», и ему казалось, что этими словами он слишком уже поразил их, – то, желая смягчить силу этого упрека, он теперь говорит: не подумайте, будто мы решились поступить так только с вами. Нет, еще тогда, «егда изведе мя Бог от дому отца моего, рех ей: правду сию сотвориши ми, во всяко место, идеже аще приидем». Я сделал ей, говорит он, такое предостережение относительно всех, живущих на этой земле; и при всем том это намерение не заключает в себе лжи, а прибегнуть к нему принудил нас страх смерти. Сказав это, праведник и гнев их укротил, и собственную добродетель открыл, и преподал им достаточное наставление в богопочтении. После того царь, уважая такую великую кротость праведника, вознаграждает праотца с свойственною царю щедростию.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.

Катены на Бытие

когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой

Всякий раз, когда мы оставляем обычаи и законы, в которых были воспитаны отцами, мы полагаем, что это Бог вывел нас из дома отцов наших. И ты поймешь это благодаря словам: Всякий, кто делает грех, тот рожден от диавола (1 Ин. 3:8, ср. Ин. 8:34), а также на примере того, кто совершенно оставил грех. Ибо такой был выведен Богом из дома отца своего.

Свт. Филарет (Дроздов)

когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой

Когда Бог повел меня и проч. Буквально с еврейского: Когда Элогим повел меня и проч. Слово Элогим в сем месте излагают:

о идолопоклоннических князьях халдейских, от которых Авраам удалился. Но не они собственно заставили его странствовать;

о Боге по понятию Авимелеха. Но Авимелех, как и Авраам, был чтитель Бога единого;

о Ангелах, путеводствовавших Авраама.

Но есть основательная причина относить оное к истинному Богу, ибо он повел Авраама из дома отца его (Быт. 12:1). Странным показаться может то, что здесь говорится о Боге множественно и без означения единства; но есть и другие места Св. Писания, в которых употреблен тот же образ выражения (Быт. 35:7; 2 Цар. 7:23; ср.: 1 Пар. 17:21). Дух сего выражения тот, что им означается действие единого Бога вкупе с посредствующими силами, у Него служебными, но для человеков высшими и Божественными.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой

«когда Бог повел меня странствовать… то я сказал ей… везде говори обо мне: это брат мой» Третьим оправданием Авраама служит добровольный уговор у него с Саррой, заключенный еще перед самым выходом из Ура Халдейскаго и, следовательно, не имевший в виду личности Авимелеха. Замечательна здесь глубоко религиозная точка зрения Авраама на всю его скитальческую жизнь, как на непосредственное водительство Божье.

Толковая Библия.