Толкования на Быт. 21:2

Свт. Иоанн Златоуст

Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог

См. Толкование на Быт. 21:1

Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.


Церковь имела родить множество верующих; поэтому, чтобы ты не неверил, как родила эта бездетная, бесплодная и нерожавшая, предше­ствовала ей бесплодная по природе, пролагая путь бесплодной по своей воле, и сделалась Сарра прообразом церкви. Как та, будучи бесплодною, родила в старости, так и эта, будучи бесплодною, родила в последние времена. А что это истинно, по­слушай Павла, который говорит: «мы дети… свободной» (Гал. 4:31). Так как Сарра была образом церкви, и она была свободная, то поэтому он прибавил, что мы «мы дети не рабы, но свободной».

Если церковь есть вышний Иерусалим и Сарра есть образ вышняго Иерусалима, как ска­зано: две (жены) было, одна «рождающая в рабство, которая есть Агарь», вышний же Иерусалим «свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4:24-26), то, очевидно, что Сарра была образом вышнего Иерусалима по своему рождению и бесплодию.

Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.

Свт. Филарет (Дроздов)

Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог

В продолжении сказания показывается самое рождение с его временем, которое было предсказано (Быт. 18:10; Быт. 21:2-5).

…В лице Сарры, рождающей Исаака, Апостол указует нам образ нового, вышнего Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. 4:26), то есть Церкви, обновленной и возвышенной воплощением Сына Божия. Плод сея матери есть, во–первых, сам Сын Божий, по воплощению первородный между многими земными братьями; потом — новое высшее образование общества верующих и, наконец, вселение Христа верою в сердца человеков (Еф. 3:17). Посему в рождении Исаака могло быть предначертано: Рождество Христово, перерождение иудейства в христианство и возрождение христианина. Рождению Исаака предшествовали в продолжение нескольких лет предсказания, время от времени яснейшие, из коих последнее дано было его матери с означением приближающегося исполнения оного; рождению Иисуса Христа предшествовали пророчества нескольких веков, заключенные, пред самим зачатием Его, благовещением Ангела Богоматери.

…Исаак внутренний, или духовная жизнь человека, рождается действием посещения и благодатного слова Божия, в глубоком покое и умерщвлении всего, что есть человеческое. Умерщвляющее обрезание продолжаться должно и в возрожденных, подобно как в тех, которые уготовляются к возрождению; так что умерщвление служит печатью и знамением возрождения.

Толкование на Книгу Бытия.


Новорожденное дитя есть предмет радости в Христианском семействе: с живой верой Патриархов на него взирают как на дар Божий, как на благословение небесное, вспоминая слова Псалмопевца: Плоды трудов твоих спаси, блажен еси, и добро тебе будет: жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего, сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоей: се тако благословится человек бояся Господа (Пс. 127:2-5). Для человека без религии, для эгоиста, жертвующего всем честолюбию, роскоши или распутству, дети составляют только бремя, с которым он не знает, что делать: вот источник стольких беспорядков в обществе и соблазнов в семействах. Впрочем, не всегда Бог добродетельным людям дает многочисленное потомство: у Авраама был один только сын от Сарры, да и этого сына обетования он ждал долгое время. Отцы самые благочестивые не всегда имеют детей, которые идут по следам их стезею мудрости: Илий и Давид имели несчастье видеть в детях своих недостойных преемников себе. Наконец, Новый Завет открыл путь совершеннейший - путь девства, идя по которому, человек, бесплодный по плоти, может быть дивно плодоносен по духу. Душа, углубившаяся в саму себя, верная Богу, подвизаящаяся угождать Ему, - вот супруга, которая составит счастье нашей жизни; ее плодом будет бесчисленное множество добрых дел; весь наш внутренний мир она наполнит святыми мыслями, которые будут как бы нашими детьми, она не даст им рассеиваться вне и заразиться язвой мира; ее мысли будут иметь своими спутниками мир и помазание, ибо они родятся от любви к Богу. Будем подавать друг другу добрый пример: да назидаем наших братий нашим смирением, искренним исполнением обязанностей, предписываемых Религией пламенным словом любви; будем пламенно молиться о распространении и утверждении веры в душах, об искоренении ересей, об обращении грешников: таким образом, мы породим Иисусу Христу бесчисленное потомство - потомство, которого мы, может быть, не будем знать на земле, так как не будет знать нас и оно, но которое мы найдем, и которое будет венцом нашей славы на небеси.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака.

И заченши роди Аврааму сына в старости, во время, якоже глагола ему Господь Бог

Господь, когда явился Аврааму в виде одного из Стран­ников, не только предрек рождение ему сына от Сарры, но назначил время рождения – ровно через год (Быт. 18:10-14). Сие теперь в точности исполнилось.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог

«во время, о котором говорил ему Бог…» Замечание библейского повествователя, восстанавливающее связь событий (Быт. 17:21 и Быт. 18:10).

Толковая Библия.