Толкования на Быт. 21:8

Свт. Филарет (Дроздов)

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди

Отнято от груди. Время кормления младенцев молоком, по мнению Иеронима (Quaest. Heb.), продолжалось в древности пять лет. Следы обыкновения сего можно примечать в истории Самуила (1 Цар. 1:22; 1 Цар. 2:11). При Маккавеях и, как кажется, еще при царях Иудейских время доения оканчивалось третьим годом возраста (2 Мак. 7:27; 2 Пар. 31:16).

Большой пир. Пир по случаю отнятия младенца от груди, по–видимому, есть происшествие весьма маловажное для истории сына обетования, если оный каким‑нибудь особливым образом не входит в порядок повествования. Можно догадываться: не потому ли Моисей упоминает о пире Исаака, что сие торжество подало Измаилу случай к поступку, решившему судьбу его в сравнении с Исааком. Но пример Авраама и здесь поучителен. Он говорит нам, что вера не отвергает благоприличий общежительных, а старается их облагородствовать своим влиянием.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди

Сарре приближалось время родить; родила она Исаака и вскормила его сосцами старости. А после того, как Исаак был обрезан и вскормлен, в день «учреждения велия», которое «сотвори Авраам… в оньже день отдаися Исаак» (Быт. 21:8), Сарра увидела смеющегося Исмаила. Примечая же, что Исмаил во всем походит на матерь, а потому заключая, что как она оскорбляла Сарру, так и Исмаил посмеется над Исааком, подумала она: «Если при жизни моей Исмаил так поступает с сыном моим, то, когда умру, не примет ли он части в наследстве моего сына, даже, может быть, не возьмет ли еще себе и двух частей, как первородный?» Так Сарра возревновала о правах сына, – возревновала та, которая не заботилась о собственных правах, когда без ревности отдала Агарь мужу своему. И чтобы сын наложницы не восхитил наследства у сына свободной, Сарра «рече Аврааму, изжени рабу сию и сына ея» (Быт. 21:10). Ибо несправедливо сыну рабыни получить наследие с сыном обетования. Неприлично и тебе поступать вопреки Божией воле в том, на что имеешь обетование от Бога, и делать наследником того, кого не сделал наследником Бог. Авраам же действительно хотел сделать Исмаила наследником, потому что не было у него различия между сыновьями. И потому написано: «Жесток же явися глагол сей зело пред Авраамом о сыне… И рече Бог Аврааму… вся елика аще речет тебе Сарра, слушай гласа ея: яко во Исааце наречется тебе семя. Сына же рабыни сея в язык велик сотворю его, яко семя твое есть. Воста же Авраам заутра… и даде Агари хлеб, и воду, и отрока и отпусти ю. Отшедши же заблуждаше в пустыни… И воззва Ангел Божий Агарь с небесе, и рече ей… услыша бо Бог глас о́трочища… ими рукою твоею его: в язык бо велик сотворю его. И отве́рзе Бог очи ея, и у́зре кла́дязь воды́… и налия́ мех воды, и напои́ отроча́» (Быт. 21:11–14,17–19).

После того Авимелех и воевода его Фихол говорят Аврааму: поскольку известно нам, что с тобой Бог, и Он помогает тебе в бранях с царями, и обещал дать тебе землю Ханаанскую, то боимся, что истребив Хананеев, опустошишь и землю Авимелехову. И потому они спешат заключить завет с Авраамом. «И завещаста оба завет» (Быт. 21:27) с Авраамом.

Толкование на Книгу Бытия.

Катены на Бытие

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди

Можно исследовать все Писание, но нигде не будет сказано ни об одном нечестивце, что он вырос, ибо благословение растите и умножайтесь относится только к достойным благословения. Следует отметить и то, что об отнятии Измаила от груди нигде не написано, поэтому, будучи приблизительно двадцати лет, он еще называется отроком (ср. Быт. 21:12).

Ориген

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди

Помолимся Господу, чтобы не случилось с нами согласно словам апостола: когда читается Моисей, пелена ложится на сердце наше (ср. 2 Кор. 3:15). Мы прочли, что Аврааму было сто лет, когда родился у него сын Исаак. И написано: И сказала Сарра: кто бы сказал Аврааму, что Сарра будет кормить грудью? и: и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день. Авраам не празднует дня рождения своего сына, но празднует день отнятия от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день. К чему все? Следует ли нам полагать, что в намерение Святого Духа входит писать истории и рассказывать, как ребенка отнимают от груди и устраивается пир; как он играл и делал прочие детские дела? Или же следует полагать, что через это Он желает нас научить чему-то божественному и достойному, что род человеческий мог бы познать из божественных слов?

Исаак переводится как «смех» или «радость». Кто же получает такого сына? Без сомнения, тот, кто сказал о тех, кого через Евангелие породил: Ибо вы - слава наша и радость (1 Фес. 2:20). Для таких детей и пир, и радость, когда их отнимают от груди - для них, которые питаются не молоком, но твердой пищей, свойственной совершенным, у которых чувства приучены к различению добра и зла (Евр. 5:12, 14). Велик пир для таких, как эти, когда их отнимают от груди. Однако пир не может быть предложен и радость не может принадлежать тем, о ком апостол говорит: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. И я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе (1 Кор. 3:2). Пусть же те, кто желает, чтобы Священное Писание понималось на простейший манер, скажут нам, что означает: И я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею (1 Кор. 3:1). Нельзя ли как-нибудь эти слова понимать по-простому?

Исаак, как гласит Писание, рос и креп, то есть «радость» Авраама росла по мере того, как он смотрел не на видимое, но на невидимое (2 Кор. 4:18). Ведь Авраам радовался не настоящему, не богатствам мира, не делам века. Но не хотите ли услышать, чему именно радовался Авраам? Услышьте слова Бога иудеям: Авраам, отец ваш, хотел увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (Ин. 8:56; ср. Мф. 13:17). В этом смысле, следовательно, Исаак рос. Видение Авраама, в котором он увидел день Христа и надежду, которая во Христе, увеличивало его радости. Так бы и вы также стали Исааком и радостью матери вашей, Церкви!

Гомилии на Бытие.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака.

И возрасте отроча, и преста сосцами питатися, и сотвори Авраам учреждение велие, в оньже день отдоися Исаак сын его

«Возрасте отроча», т. е. достигло по крайней мере трех лет, прежде чем отнято было от груди, ибо в древние времена млекопшание было гораздо продолжительнее, чем в наше время. Во времена маккавейские, сравнительно поздние с веком Авраама, оно продолжалось у евреев три года (2 Мак. 7:27). В день отъятия Исаака от матерней груди Авраам устроил пир и пригласил к нему гостей для участия в своей радости о сыне, чудесно рожденном, чудесно вскор­мленном млеком старой матери, и предназначенном для великой судьбы. Паремию о рождении Исаака положено читать в празд­ник рождества св. Иоанна Предтечи по сходству обстоя­тельств рождения обоих праведников. Родители Иоанна Предтечи, праведные Захария и Елисавета, подобно пре­старелым родителям Исаака, были преклонных лет, и Ели­савета была неплодна, подобно неплодной Сарре. – Как Аврааму и Сарре дано предварительное откровение о рож­дении от них сына, так и Захарии с Елисаветою дано подобное же откровение. – Как сыну Авраама до рожде­ния преднаречено было Богом имя, так и Предтече Хрис­тову дано имя, преднареченное ангелом. – Как о рождении Исаака радовались родители и посторонние, так и рожде­ние Иоанна обрадовало не только родителей его, но и соседей (см. все это в 1-й главе Ев. от Луки Лк. 1).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди

«Дитя выросло и отнято от груди, и Авраам сделал большой пир в тот день…» Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, доходя, по свидетельству блаженного Иеронима, до пяти лет и обычно продолжаясь не менее трех, как это можно видеть из различных мест Священного Писания (1 Цар. 1:22; 2 Мак. 7:27). Иудейские раввины и Коран доселе предписывают не кончать его раньше двух лет. Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его.

Толковая Библия.