Толкования на Быт. 21:19

Свт. Иоанн Златоуст

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока

«И отверзе Бог, – сказано, – очи ее», не потому, будто она дотоле не имела зрения, а потому, что и открытые глаза не приносили ей пользы без откровения свыше. Поэтому, когда Бог хотел показать ей Свое попечение о ней, «отверзе, – сказано, – очи ее», т. е. сообщил Свое откровение ей неведующей, воскресил ее Дух, указал ей путь, так что она увидела и место, где протекали потоки воды. «И узре, – говорит Писание, – кладязь воды живы, и иде и налия мех воды, и напои отроча». В непроходимых местах Господь указал ей путь; и когда она находилась в таком беспомощном состоянии, не имея никакой надежды на спасение, Он явил ей Свое милосердие, вместе и ее саму утешив и об отроке показав Свое промышление.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 46.

Свт. Кирилл Александрийский

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока

См. Толкование на Быт. 21:9

Свт. Филарет (Дроздов)

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока

Тогда Бог отверз очи ее (см. выше прим. на Быт. 3:7).

Источник воды. Некоторые полагают, что он открылся чудесно. Можно, впрочем, думать и так, что Агарь усмотрела кладезь, прежде не примеченный; ибо жители пустынь аравийских, по свидетельству Диодора (Bibl. LXIX), имеют обыкновение закрывать отверстия кладезей, ими устроенных, и делать неприметными.

…Но если кто по внутреннем борении жизни закона с жизнью благодати пристрастно прилепится к рабскому состоянию закона, тот с Измаилом должен странствовать в пустыне и претерпеть смертную жажду (Быт. 21:15), доколе он познает свою нищету, Бог услышит его вопль (Быт. 21:17) и вновь отверзнет очи его, чтобы найти источник благодати и воду жизни.

Толкование на Книгу Бытия.


Агарь и сын ее сидят подле обильного источника и умирают от жажды; нужно было, чтобы Бог послал Ангела (Быт. 21:17) чудным образом открыть глаза Агари и показать ей источник, между тем как легко было его увидеть, и он был ей необходим: увидев его, она спешит утолить жажду своего сына и радуется, как будто бы с этой живительной водой она нашла всё. В этом можно видеть живое изображение грешника, которого греховные привычки удаляют от Бога и заставляют блуждать в пустыне страстей, где он скоро бывает доведен до ужаснейшей крайности. Если в то время, когда небо скрывается от очей его, омраченных грехом, он, чувствуя тяжкое положение, в которое приведен своими грехами, начинает стенать и взывать к Богу, как Агарь, о плачевной участи души своей: то Бог внезапно благословляет его слезы и в священных водах покаяния указует врачевство от уныния и скорби, его пожирающих.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Прп. Ефрем Сирин

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока

См. Толкование на Быт. 21:8

Ориген

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока

После этого, когда уже был покинут на умирание отрок и плакала Агарь, ангел появляется во спасение и открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою. Как можно связать эти слова с повествованием? Найдем ли там, что Агарь сначала закрыла глаза и затем ее глаза были открыты? Не яснее ли ясного здесь духовное и таинственное понимание того, что народ по плоти (Гал. 4:23) покинут и лежит, страдая от жажды и голода: не голода хлеба и не жажды воды, но жажды слышания слов Господних (Ам. 8:11), - покуда глаза синагоги не открылись? Вот что апостол назвал тайной, поскольку ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется (Рим. 11:25). И от того слепота Агари, что породила народ по плоти, которому пребывать в слепоте до тех пор, пока покрывало Закона не будет снято ангелом Божиим (ср. 2 Кор. 3:12) и она не увидит воду живую (Быт. 21:19). Ибо сейчас евреи лежат вокруг колодца, но глаза их закрыты и они не могут пить из колодца Закона и Пророков.

Однако давайте и мы поостережемся, ведь нередко и мы также лежим подле колодца с водою живою, то есть книг Библии, и заблуждаемся в них. Мы беремся за книги и читаем их, но к духовному смыслу не притрагиваемся. И оттого нужны слезы и непрестанные молитвы, чтобы Господь открыл нам глаза. Ведь и те слепцы, что сидели в Иерихоне, если бы не они возопили к Богу, то не отверзлись бы их глаза (см. Мф. 20:30-34). О чем же я говорю? О том, чтобы открылись наши глаза, которые уже открыты, ибо Иисус пришел, чтобы открыть глаза слепых (Ис. 42:7). Поэтому открыты глаза наши и убрано покрывало буквы с Закона. Но я бы сказал, что и сами мы в сторону сна вновь их глубже смыкаем, когда в понимании духовном не бодрствуем, чтобы нам разогнать сон от очей наших и усматривать духовное, так чтобы не заблуждаться вместе с народом плотским, который расположился подле самой воды.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока

«И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою…» Бог открыл глаза Агари; т. е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала (4 Цар. 6:17-20; Лк. 24:16, 31) или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодезь был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни.