Толкования на Быт. 22:11

Свт. Иоанн Златоуст

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я

Как скоро Бог увидел, что праведник готов исполнить Его волю и уже приступает к закланию сына, то и взывает к нему с неба: «Аврааме, Аврааме!» Вот и здесь употреблено повторение (имени), чтобы удержать рвение праведника и этим возгласом остановить руку праотца, уже поднятую на заклание сына.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.


Не говори мне, что Бог знал, что повеление это не будет приведено в исполнение и что десница праведника не обагрится кровью; но смотри на то, что праведник не знал ничего об этом, ничего о том, что он получит своего сына обратно, и таким образом возвратится с ним домой, так как напротив все его мысли были заняты принесением его в жертву. Поэтому и дважды призывается он с неба. Бог не просто сказал ему: «Авраам!», но дважды: «Авраам, Авраам!», таким призыванием возбуждая и укрепляя в нем склонность к приказываемому жертвоприношению: так безусловно было это повеление. Видишь, как все в его мысли было исполнено, и не было никакого соблазна. Причина же этого заключается в том, что он своим любопытством не проникал в дело Божие.

Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.

Свт. Кирилл Александрийский

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я

См. Толкование на Быт. 22:1

Свт. Филарет (Дроздов)

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я

Авраам! Авраам! Призывание поспешности. Оно показывает, что Авраам удержан был пред самым совершением рокового удара. Итак, в сердце Авраама жертвоприношение было уже совершено.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

И воззва и [к нему] ангел Господень с небесе и рече: Аврааме, Аврааме! Он же рече: се аз

«Воззва ангел Господень», явившись «с небесе». Ангел сей есть или сотворенный дух, но говорящий в лице Самого Бога, как видно из следующего стиха, или по воле Его – (Быт. 22:16), – либо Сын Божий, «великаго совета Ангел» (Ис. 9:6). – «Аврааме, Аврааме!» Не однажды, а дважды произне­сено имя его для того, чтобы внимание его, устремленное на одну точку, поглощенное мыслью о заклании сына, отвлечь в другую сторону. Цель была достигнута: Авраам откликнулся и замедлил с нанесением приготовленного удара ножом.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я

«И простер Авраам руку… Но Ангел Господень воззвал к нему с неба…» В тот самый момент, когда Авраам уже занес было свою руку для заклания сына, он внезапно был остановлен таинственным голосом с неба, шедшим от лица Ангела Господнего, Который уже являлся ему неоднократно и раньше (Быт. 18:10) и в Котором вероятнее всего должно видеть самого Господа Бога, как это подтверждается и данным контекстом речи (12, 15, 16, 17–18).