Толкования на Быт. 24:62

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 62-63 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды

«Земля полуденная» означает Герару, откуда он некогда был приведён отцом для принесения в жертву. То, что сказано: «И вышел он в поле, чтобы [чем-нибудь] заняться», по-гречески – ἀδολεσχῆσαι, по-еврейски читается [так]: «И уже при наступлении вечера вышел Исаак, чтобы поговорить в поле». Это означает, что Исаак, который являлся прообразом Господа, также выходил из дому для молитвы, как человек праведный (в соответствии с тем, что Господь молился на горе в уединении), а также то, что он либо в девятый час, либо перед заходом солнца приносил Богу духовные жертвы.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Ориген

А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной

Уже ли ты не тронут настолько, что не понимаешь, что это сказано в духовном смысле? Или ты полагаешь, что всегда патриархи идут к колодезю и у воды распределяют невест? Тот, кто так полагает, есть человек душевный, который не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор. 2:14). Кто желает, пускай остается при таком своем понимании, пускай остается душевным. Я же, следуя апостолу Павлу, утверждаю, что сие есть иносказание (или аллегория; см. Гал. 4:24), и в браках святых усматриваю союз души со Словом Божиим. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17). Такой союз души со Словом не иначе возможен, как через наставление божественных книг, которые образно называются колодезями. И кто придет к тем водам, и почерпнет из них, и, размышляя над ними, постигнет более глубокий смысл, тот найдет достойную невесту Богу, ибо соединяется душа его с Богом.

Ревекка последовала за отроком и приходит к Исааку; ибо, следуя гласу пророческому, Церковь приходит к Христу. И где же находит его? «У колодезя клятвы», говорит Писание, гуляющего. Никогда не отходят от колодезей, никогда не держатся далеко от воды. Ревекка была найдена у колодезя, и, опять, Ревекка Исаака нашла у колодезя (см. Быт. 24:11). Здесь первый брошенный взгляд, здесь она спустилась с верблюда, здесь видит Исаака, на которого указал отрок. Ты полагаешь, это единственные слова о колодезях? И Иаков пришел к колодезю и там нашел Рахиль (см. Быт. 29:1-12), и Моисей у колодезя нашел Сепфору, дочь Рагуила (см. Исх. 2:15-16)… И сказано: утрудившись в пути, Он сел у колодезя (Ин. 4:6). Видишь, что повсюду таинства перекликаются, видишь согласие образов Нового и Ветхого Заветов? Сюда, к колодезям, приходят и невест находят; и Церковь с Христом венчается в купели. Видишь, какая гора таинств над нами? Сколько их, совершающихся, объяснить не можем: во всяком случае, они призваны подстегнуть тебя к внимательному слушанию и сопереживанию. И если мы ради краткости что-либо пропускаем, то ты, когда перечитываешь текст и постигаешь, сам размышляй и открывай, и когда погрузишься в изучение книг Писания, тогда Слово Божие тебя призовет к воде и сочетается с тобою, и соединишься в один дух (1 Кор. 6:17) с Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4:11; Откр. 1:6).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной

См. Толкование на Быт. 24:61