Толкования на Быт. 25:8

Свт. Филарет (Дроздов)

и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему

Насыщен жизнью. В еврейских кодексах большею частью читается только насыщен; но полнее представляется сие выражение ниже, о смерти Исаака (Быт. 35:29). Черта сия, для изображения мирной и радостной кончины праведника, взята с образа пиршества.

Присоединился к народу своему (см. прим. на Быт. 15:15).

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему

Я внимательно просматриваю Писание на предмет первых упоминаний о старости. Адам жил 930 лет и все же не назывался старым. Мафусал жил 969 лет и также не назывался старым (см. Быт. 5:5). Иду далее вплоть до потопа и после потопа, на протяжении почти трех тысяч лет, и не нахожу никого, кто был бы назван старым (см. Быт. 5:27). Авраам первый, кто назван старым, и, конечно, по возрасту он был гораздо моложе Мафусала. Но он потому назван старым, что старость его была обильно помазана елеем. Об этом как раз и написано: и умер Авраам, насыщенный в старости доброй и в полноте дней. Потому в старости доброй, что в полноте дней, ведь все время жизни его был день, а не ночь.

Трактат на Псалмы.


Нехорошо Семьдесят толковников прибавили «и, ослабев, умер Авраам», поскольку не пристало Аврааму ни ослабевать, ни обессиливать. Также на месте слов «в старости доброй, престарелый и наполненный» в греческих книгах стоит «наполненный днями». Хотя эта вставка, как кажется, и разъясняет смысл выражения дополнительным замечанием, что Авраам почил наполненный «жизнью и делами дней», однако простое чтение «наполненный» более полезно для ἀναγωγή (раскрытия духовного содержания).

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Ориген

и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему

Что более полного можно сказать о смерти Авраама, чем говорит Слово Божие в Евангелиях? Говорит: А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12:26-27). Все они, следовательно, живы. Давайте же поэтому надеяться и мы на такую смерть, о которой говорит апостол, чтобы умереть для греха, а жить для Бога (Рим. 6:10). Так надо понимать смерть Авраама, которая настолько расширила грудь его, что все святые, которые с четырех концов света происходят, могут быть отнесены Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16:22).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему

См. Толкование на Быт. 25:7