Толкования на Быт. 25:9

Свт. Филарет (Дроздов)

И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре

И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его. Двум только приписывается совершение сего сыновнего долга, вероятно, не по близости только их пребывания к месту кончины Авраамовой, но и по праву их старшинства.

Толкование на Книгу Бытия.

Блаж. Августин

И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре

Тела мертвых, и в первую очередь праведников, служивших органами и сосудами Святого Духа для всех добрых дел (2 Кор. 4:7), не должны пребывать в оскорбительном презрении. И если отцовский наряд или кольцо дороги детям, то насколько больше любви, а не пренебрежения достойны их тела, куда более близкие, чем одежда, которую мы надеваем. Ведь это принадлежит не внешнему украшению или сочувствию, а самой природе человека, в связи с чем и покой древних праведников общественной заботой окружен, и похороны справлены, и могилы ухожены. Порой еще сами, когда были живы, они детям поручали заботу о погребении своих тел или также о похоронной процессии (ср. Быт. 23:1-20, 47:30).

О надлежащей заботе об умерших.

Лопухин А.П.

Ст. 9-11 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои

«Бог благословил Исаака…» Сказав еще отцу его Аврааму, что «завет Мой Я утвержу с Исааком» (Быт. 17:19-21), Бог теперь, по смерти Авраама, преподает ему Свое особое благословение, т.е. выделяет его, как родоначальника и представителя избранного народа.