Толкования на Быт. 26:15

Прп. Авва Дорофей

И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют Святые отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали.

из поучения 3-го. О совести.

Ориген

И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею

Хорошо сказал в соответствующем месте святой апостол, рассуждая о величии таинств: И кто способен к сему? (2 Кор. 2:16) Сходным образом, или, вернее, далеко не сходным, ибо мы стоим несравненно ниже его, так же и мы, усматривая столь великую глубину в таинствах колодезей, скажем: и кто способен к сему? Ибо кто способен достойным образом объяснить таинства столь великих колодезей или вещей, которые были совершены ради них? Кто сможет это, если только не призовем на помощь Отца Слова Живаго и Он не удостоит наши уста Слова, и мы вам, жаждущим, сможем зачерпнуть немного воды живой (Быт. 26:19; ср. Ин. 4:10-14) из тех самых многочисленных и полноводных колодезей? Существуют колодези, которые выкопали рабы Авраама, но их филистимляне завалили землей. Их прежде всего очистить приходит Исаак. Филистимляне воду возненавидели, землю почитают; Исаак почитает воду, всегда ищет колодези, старые очищает, новые открывает. Всмотрись в нашего Исаака, который предал Себя за нас в приношение жертвы Богу (Еф. 5:2), приходящего в долину Герар (см. Быт. 26:1), что значит «стена» или «ограда», приходящего, скажу я вам, чтобы разрушить стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею (Еф. 2:14-15). Приходит, чтобы разрушить стену между нами и небесными добродетелями, дабы соделать из обоих одно (Еф. 2:14) и пропавшую овцу взять на плечи свои с радостью и нести ее обратно в гору и восстановить среди девяноста девяти незаблудившихся (Мф. 18:12-13; Лк. 15:4-6).

Колодези, которые выкопал Авраам, то есть книги Ветхого Завета, засыпаны землей стараниями филистимлян, или дурных учителей, книжников и фарисеев, или даже враждебными силами; и протоки их перекрыты, чтобы они не могли предложить питье тем, которые от Авраама. Ибо народ тот не может пить от Писания, но испытывает жажду слышания слов Господних (Ам. 8:11), пока не придет Исаак и не откроет им, чтобы пили рабы его. Благодарение сыну Авраама Христу, о Котором написано: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф. 1:1), Который пришел и открыл колодези для нас. Их самые Он открыл тем, кто говорил: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и изъяснял нам Писание? (Лк. 24:32) Ибо, как сказано, он вновь открыл колодези воды и назвал их теми же именами, которыми назвал их Авраам, отец его; не изменил имен колодезей. И это дивно, что Моисей иначе как Моисеем не именуется даже у нас, и пророки каждый называется своим именем. Ибо Христос не изменил имен, данных в Писании, а изменил понимание. И он изменяет его там так, что мы не слишком много уделяем внимания иудейским басням (Тит. 1:14) и родословиям бесконечным (1 Тим. 1:4), потому что они от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:4). Христос открыл колодези и учил нас, чтобы мы не в месте каком искали Бога, но знали, что на всяком месте будут приносить имени Его чистую жертву (Мал. 1:11). Ибо настало уже то время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу не на горе Гаризим и не в Иерусалиме, но в духе и истине (Ин. 4:20-23). Ибо не в месте каком или в земле Бог обитает, но в сердце. И если ищешь место Бога, то в сердце чистом место Его. Ведь Он сказал, что будет в этом месте, когда говорил через пророка: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом, - говорит Господь (ср. 2 Кор. 6:16; Лев. 26:12; Иез. 37:27).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею

См. Толкование на Быт. 26:14