Толкования на Быт. 26:17

Свт. Иоанн Златоуст

И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там

Видишь, возлюбленный, нравственное непотребство и царя герарского и всех тамошних жителей? Посмотри и на великую кротость праведника, как он не возмечтал о себе много, и не смотря на то, что видел на самом деле великую милость Божию к себе, не восстал против царя в надежде на споборающую ему (вышнюю) силу, но как человек беззащитный, ниоткуда не получающий никакой помощи, с великою кротостью, не сопротивляясь царю даже на словах, исполнил его повеление, тотчас вышел оттуда, и своим удалением утишил пламень страсти, показывая и чрезвычайную свою кротость, и вместе укрощая раздражение (царя). «И отыде оттуду…, и обита в дебри герарстей». И что Христос, пришедши (на землю), заповедал ученикам Своим словами: «егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий» (Мф.10:23), то самое Исаак уже исполнил на деле. И как Давид, укрощая сильную ненависть Саула, удалялся и отклонял себя от опасности, умеряя его сильное раздражение, таким же образом и тот праведник исполнил слово апостольское: «дадите… гневу» (Рим.12:19). Оставив город, он отошел (и поселился) в дебри. Но посмотри, как и там он вел себя с великою кротостию, потому что тем не окончились его скорби, но когда он и здесь был, и хотел ископать кладези, жители против него стали восставать.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 52.

Блж. Иероним Стридонский

И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там

Вместо «долины» в еврейском тексте стоит «поток». Ведь и не мог Исаак жить в [сухой] долине, после того как приобрёл почёт. А жил при потоке, о котором написано: «Из потока на пути он будет пить» (Пс. 109:7). Из потока также пил Илия во время голода. Но так как Илия не был совершенным, как Христос, то для него этот поток пересох (3 Цар. 17:7). А Господь наш также у потока был предан, тем самым освящая наше возрождение и Таинство Крещения.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 17-22 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его. И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой. И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле

Кроткий Исаак уступает насилию и покидает резиденцию Авимелеха (ср. Быт. 26:8) и поселяется в долине близ Герара. Но столкновения из-за воды продолжаются, и Исаак, по-прежнему уступая филистимлянам, увековечивает свое право на отбираемые ими колодцы и несправедливость их притязаний — в именах колодцев: «Есек» (спор, ссора), по LXX (читавшим escheq) «ἀδικία» слав. «обида», (Быт. 26:20), и «Ситна» (ожесточенная, сатанинская вражда), по LXX τἐχυρία, у Акилы: ἀντικειμένη, (Быт. 26:21). Но затем Бог дает кроткому Исааку свободу от врагов, и он называет колодезь «Реховоф» (пространные места), у LXX: Εὐρυχωρία. Во время этих споров Исаак, вероятно, не раз переменял место и стана своего (имеет, поэтому, значение добавление у LXX в (Быт. 26:21): «двинулся оттуда Исаак»). Намек на имена последних двух колодцев можно видеть в лежащих к северо-востоку от Газы колодцах Schutein и Ruhaibeh.

Толковая Библия.