Толкования на Быт. 26:26

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-27 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя

Вот смотри, как тот самый Авимелех, который решился изгнать его, и говорил: «отыди от нас», сам теперь приходит к нему. «И Авимелех, – сказано, – прииде к нему…, и невестоводитель его, и воевода сил его. И рече им Исаак: вскую приидосте ко мне? Вы же возненавидесте мене, и отсласте от себе». Посмотри, сколь велика кротость праведника! Видя, что те, которые гнали его и обнаруживали такую ненависть к нему, теперь являются к нему в виде просителей, он не возгордился перед ними, не превознесся мыслию, имея еще в свежей памяти сказанные ему от Бога слова, и уповая на силу Господа, он не восстал против царя, но опять показывая обычную кротость, говорит им с большою скромностью: «вскую приидосте ко мне? Вы же возненавидесте мене, и отсласте от себе». Зачем, говорит, вздумали вы придти ко мне, человеку изгнанному вами и возненавиденному?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 52.

Ориген

Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его

Сей Авимелех, как я вижу, не всегда пребывает в мире с Исааком, но иногда расходится с ним, а в другой раз ищет мира. Если ты вспомнишь, как мы выше сказали об Авимелехе, что он представляет ученость и мудрость века сего и что он понял многое даже от истины через изучение философии (см. Быт. 26:16), - то сможешь понять, как он не может быть ни всегда в разногласии, ни всегда в мире с Исааком, который представляет собой Божие Слово в Законе. Ибо философия ни противоречит всему в Законе, ни созвучна всему. Ведь многие философы пишут, что есть только один Бог, Который создал все, и в этом они согласны с Законом Божиим. Некоторые также добавили к этому, что Бог создал и правит всем в мире через посредство Слова и что все, что есть в мире, направляется Словом Божиим. В этом они совпадают не только с Законом, но и с Евангелиями. И в самом деле, почти вся философия, которая носит имя моральной и естественной, разделяет те же взгляды, что и мы. Однако она расходится с нами, когда утверждает, что материя совечна Богу. Она расходится, когда отрицает Божию заботу о смертных людях, ограничивая Его провидение только пространствами внеземных лунных сфер. Эти люди расходятся с нами, когда судьбу рождаемых ставят в зависимость от движения звезд. Они расходятся с нами, объявляя данный мир вечным и бесконечным. Есть еще много вещей, в которых они расходятся или соглашаются с нами. И поэтому, согласно приведенному образу, Авимелех иногда описывается как тот, кто пребывает в мире с Исааком, а иногда как его противник.

Я, однако, не думаю, что Святой Дух, Который пишет эти слова, просто так стал бы включать сюда упоминание о двух других мужах, пришедших с Авимелехом: Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Напротив, Ахузаф переводится как «предержащий», Фихол - это «уста всех», в то время как Авимелех означает «мой отец - царь». Эти трое, я полагаю, образно олицетворяют собой всю философию, которая поделена между ними на три части: логику, физику и этику, то есть на рациональную часть, естественную и моральную. Рациональная - это та, которая признает Бога Отцом всего, что и есть Авимелех. Природная - это та, которая укоренена и держит все вещи как бы зависящими от сил самой природы, от лица которой выступает Ахузаф, что значит «предержащий». Моральная - это та, которая на устах у всех, и относится ко всем, и вращается на устах у всех в силу общей схожести представлений, - которую и обозначает Фихол. Итак, будучи каждый обучен в своей области, все они к Закону Божию приходят и говорят: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословлен Господом. Эти трое, которые мира со Словом Божиим ищут и страстно желают при помощи клятвы предварить общение с Ним, могут обрести вид волхвов, которые приходят из стран Востока, будучи научены через отцовские книги и обычаи старших, и говорят: мы ясно увидели родившегося Царя, и увидели, что Господь с Ним, и пришли поклониться Ему (Мф. 2:2). Но также, если кто обучен в такого рода науках и видит, что Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19), и восхищается величием Его деяний, - тот пусть скажет: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз. Подступающий к Закону Божию с необходимостью говорит: Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс. 118:106).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

Ст. 26-30 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом. Он сделал им пиршество, и они ели и пили

Евр. Achusath merehu LXX передают: Οχοζαθ ὁ νυμφαγωγὸς αὐτοῦ, понимая первое слово как собств. имя лица (так русск., слав.; Vulg,: Ochosath amicus). Тарг. Онкелоса, арабскские переводчики и блаженный Иероним понимают первое слово в нариц. смысле: collegium amicorum. Но первое понимание, помимо его большей логической естественности, следует предпочесть и ввиду аналогии имени Ахузаф с Голиаф (1 Цар. 17), Гениваф (3 Цар. 11:20). Фихол упоминается и в истории Авраама (Быт. 21:22–33), может быть — одно и то же лицо. При сходстве рассказа (Быт. 26:26–31) о союзе Исаака с Авимелехом и (Быт. 21:22–32), тем резче выступает и большая уступчивость и кротость Исаака сравнительно с Авраамом, и меньшее благородство Авимелеха, слова которого (Быт. 26:29) представляют явное искажение истины.