Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей
См. Толкование на Быт. 27:1
XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.
Ст. 2-4 И рече Исаак: се, состарехся, и не вем дне скончания моего. Ныне убо возми орудие твое, тул же и лук, и изыди на поле, и улови ми лов: и сотвори ми снеди, якоже люблю аз: и принеси ми, да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру
«Се состарехся и не вем дне скончания моего.» Жизнь Исаака продолжалась еще 43 года после описываемого события, – он умер 180 лет (Быт. 35:28); но он рано начал испытывать недуги старости, – они были так сильны, что уложили его в постель (Быт. 27:19). Он стал готовиться к смерти и спешил сделать предсмертные распоряжения. Он пожелал преподать благословение Исаву преимущественно пред Иаковом. Право на сие преимущество принадлежало, по естественному порядку, Исаву, как старейшему по рождению. Но еще до рождения своих близнецов Ревекка получила откровение о преимуществе младшего пред старшим, ибо потомки последнего будут под властью потомков первого (Быт. 25:23). Притом сам Исав, достигши совершеннолетия, не подорожил своим первородством. Права, принадлежавшие первородным, состояли в некотором преимуществе чести и власти пред прочими братьями, в особенном благословении от отца, в сугубой части наследия (Втор. 21:17), и по мнению некоторых, в преимущественном праве священнодействовать, чему и надлежало быть во время общего с прочими братьями богослужения. Все сии преимущества, связанные с первородством, Исав легкомысленно уступил за кушанье младшему брату и свое отречение от них подтвердил клятвой (Быт. 25:31-34). Исаак, без сомнения, все это знал и имел не мало причин быть недовольным свойствами и поведением Исава. Так, женитьбою своей на язычницах Исав показал непростительное равнодушие к истинному богопочтению; а угрозою убить Иакова, благословленного отцом, он показал в себе любомстительность. Кроме того, решимость его променять свое первородство на дешевое кушанье свидетельствовала о преобладании в нем животных влечений, уподоблявших его животному, пред которым не следует бросать бисер: не ему было оценить драгоценное наследие преимуществ, соединенных с первородством. Но по пристрастию к Исаву, Исаак решился своим благословением удержать за ним права первородства, от которых тот сам отказался в пользу Иакова. Собираясь преподать благословение Исаву, Исаак требует, чтобы он наперед изловил дичи и из нее приготовил ему любимое кушанье, – требует не потому, что за кушанье хочет преподать ему благословение, как тот за кушанье продал своему брату первородство, – а потому, что соответственно торжественности случая и величию благ, наследие которых приготовляется передать ему, он желает благословить его в веселом расположении духа: оно ослаблено было в нем недугами старости, – и вкушением любимой пищи он надеется возбудить его в себе.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей
См. Толкование на Быт. 27:1