И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова
Иаков получил одежду своего брата, потому что превосходил его свойственной старости мудростью; младший брат снял одежду со старшего, потому что блистал достоинством веры. Ревекка представила эту одежду как символ Церкви и дала младшему сыну одежду Ветхого Завета - пророческую и священническую одежду, одежду царя Давида, одежду царей Соломона, Езекии и Иосии - и дала ее христианскому народу, который знает, как пользоваться полученным покрывалом, поскольку иудейский народ хранил его без применения и не знал собственных украшений. Эта одежда лежала в тени, заброшенная и забытая, ибо была скрыта мрачной мглой нечестия и не могла распахнуться шире в черством сердце народа. Христианский народ надел ее и воссиял. Он украсил ее сиянием своей веры и светом благочестивых деяний. Исаак узнал привычный запах своего рода, признал одежду Ветхого Завета, но не признал голос ветхого народа и поэтому понял, что он был подменен. Та же одежда сохраняется даже ныне, но исповедание более преданного народа стало теперь благозвучным, и верно сказал Исаак: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И ощутил Исаак запах от одежды (Быт. 27:27). Вероятно, это означает, что мы не оправдываемся делами, но верой (ср. Рим. 3:28), потому что телесная немощь препятствует делам, а сияние веры затмевает погрешности деяний и дарует прощение согрешений.
Об Иакове и блаженной жизни.
Ст. 15-17 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему
Заметь здесь, вместе с любовию, и великую мудрость Ревекки. Выше сказано было, что один (из сыновей ее) был «космат», а другой «гладкий»; поэтому она и одела Иакова, как говорит Писание, в одежду Исава, обложила кожицами, со всех сторон придав ему такой вид, чтобы обман был успешен, дала ему в руки снеди и хлебы, и таким образом приготовила его идти к отцу. Но посмотри опять и здесь, как все это было делом вышней благодати. Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь. Для того именно, чтобы мы не ленились и не оставались в бездействии, (Бог) хочет, чтобы и мы привносили что-нибудь от себя, а затем и Он являет Свое содействие. Не все бывает от помощи свыше, а нужно привнести что-нибудь и нам; и не требует от нас всего (Бог), зная крайнюю немощь нашу, а последуя Своему человеколюбию, и желая иметь какой-либо повод к тому, чтобы показать Свою щедрость, Он ожидает посильных трудов и с нашей стороны. Так было и теперь. Как скоро Иаков и Ревекка сделали то, что нужно было с их стороны, Иаков послушал совета матери, а она исполнила все, что от нея зависело, тогда и благий Господь помог им легко совершить то, что было всего труднее, именно, чтобы дело обмана не открылось Исааку.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.
И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова
Богатую одежду. Буквально с еврейского вожделенную. Иероним (Quaest. Hebr.) у раввинов занял мнение, что то была одежда священнодейственная.
…Между тем как Исав ищет ловитвы, дабы заслужить отчее благословение, Иаков, по наставлению матери, коей Бог открыл судьбы свои, облеченный в одежду первородного, предвосхищает оное. Между тем как плотский Израиль мнит внешними делами закона приобрести земное благословение Божие, Израиль духовный, предводимый Благодатью, облеченный в одежду заслуг и правды Перворожденного всей твари, благословляется благословением духовным, превыше небес, во Христе (Еф. 1:3).
Толкование на Книгу Бытия.
И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова
То, что Иаков был одет в одежду, означает, что Слово собиралось стать плотью (Ин. 1:14). А то, что руки его были обложены кожей козлят, означает, что Слово взяло на Себя грехи всех нас, распростерши Свои руки на кресте. Как и Исайя сказал: Он взял на Себя наши грехи и понес наши болезни (Ин. 53:4).
О благословениях Исаака и Иакова.
И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова
По поводу этого стиха евреи сохраняют предание, что первородные сыновья исполняли священнические обязанности и у них была священная одежда. Одеваясь в неё, они приносили Богу жертвы ещё до того, как Аарон был избран для священнического служения.
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.
И вземши Ревекка одежду Исава сына своего старейшаго добрую, яже бысть у нея в дому, облече оною Иакова сына своего меншаго
См. Толкование на Быт. 27:11
И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова
См. Толкование на Быт. 27:14