Толкования на Быт. 27:27

Свт. Иоанн Златоуст

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

См. Толкование на Быт. 27:24

Свт. Амвросий Медиоланский

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

Не прекрасно ли и справедливо сказано о нем, что и он даст плод в свое время, о котором написано: вот, запах от сына моего, как запах от поля полного? Ибо он был совершенен во всякой красе добродетелей и благоухал благодатью святого благословения и небесного блаженства. Действительно, он есть поле, которое благословил Господь. Не это бренное поле, заросшее деревьями, изрытое бурными потоками или болотистыми топкими местами; не родящее хлеб и непригодное для виноградников, каменистое бесплодным гравием, потрескавшееся и высохшее от засухи, пропитанное кровью или заросшее терновником и шипами, - но то поле, о котором говорит Церковь в Песне Песней: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, силами и крепостями поля (ср. Песн. 2:7). Ибо ведь это поле, о котором говорит Господь: и красота поля со Мною (ср. Пс. 49:11). На этом поле находится та виноградная лоза, которая была выжата, излила кровь и омыла мир (ср. Ис. 63:2-3). На этом поле имеется та смоковница, под которой святые обретут покой, обновленные приятностью духовной благодати (ср. Мих. 4:4). На этом поле - та плодоносная олива, которая изобилует благовонием Господнего мира (ср. Быт. 8:11). На этом поле цветут гранатные яблоки, которые скрывают множество плодов под покровом веры и сохраняют их, так сказать, в объятьях любви (ср. Песн. 8:1-3).

Итак, Иаков благоухал этими плодами: он следовал за Господом сквозь опасности и верил, что под Его водительством пребудет везде невредим. Хотя запах поля приятен и сладок, потому что это запах природы, тем не менее от святого патриарха веяло благодатью добродетелей. Сколь умерен и воздержан он был! Он не устремился на приготовленную ему пищу, но без промедления уступил ее просящему брату, от которого получил благословенное первородство (см. Быт. 25:29-34). Сколь уважителен по отношению к родителям! По материнской любви он стяжал первенство над старшим братом (см. Быт. 27:1-17) и по дару отеческого благословения освятился. Сколь благоговеен! Он отказался причинить вред брату (см. Быт. 27:11). Сколь стыдлив! Он боялся обмануть отца (см. Быт. 27:12). Сколь почтителен! Он не смог отказать матери в том, что она повелевала (см. Быт. 27:13-14).

Об Иакове и блаженной жизни.

Свт. Кирилл Александрийский

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

См. Толкование на Быт. 27:18

Свт. Филарет (Дроздов)

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

И благословил его. Благословение Исаака рассматривать должно не как желание только, но как пророчество. Ибо он, по выражению Апостола, благословил верою о будущем (Евр. 11:20). По сему‑то его благословение исполнилось, хотя он и не знал, над кем произносил его.

Вот запах от сына моего, как запах от нивы (полной), которую благословил Господь. Слово полной утрачено в тексте еврейском, но читается в самаритянском, греческом и латинском Св. Иеронима. Полною делается нива сеянием и возрастанием постоянным; благословляется дождем, благорастворением воздуха и обилием плодов. Сравнение запаха от одежды с запахом от нивы относится к особливому известному в древности роду благовоний, который уподоблялся благоуханию земли, освеженной дождем. (Cic. De orat. L. Ill, с. 25. Ungventis minus diu delectamur, summa et acerrima suavitate conditis, quam his moderatis, et magis laudatur, quod terram, quam quod, crocum olere videatur.)

Образ благословений нередко был заимствуем от вещей видимых и, по–видимому, случайных, как, например, от имен благословляемых. Так и Исаак начинает благословение свое от благоухания риз своего сына. Быть может, что сие благоухание на сей раз произвело в нем необыкновенно сильное и приятное впечатление, которое послужило ему возбуждением и вразумлением.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Августин Иппонский

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

Это поле - Церковь. Докажем, что поле есть Церковь. Послушай апостола, который говорит верным: Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (1 Кор. 3:9). Не только Церковь есть нива Божия, но и пахарь есть Бог. Послушайте слова Самого Бога: Я есмь истинная виноградная лоза, а вы ветви, а Отец Мой - виноградарь (Ин. 15:1-5). Трудясь на этой ниве в качестве соработника и уповая на вечную награду, апостол ничего себе не приписывает за исключением награды по труду. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3:6-7). Заметь, как Павел соблюдает смирение, чтобы к Иакову принадлежать, к тому полю, которое есть Церковь, и чтобы не утерять одежды, запах которой есть запах от поля полного. Он не упускает из виду гордость Исава, который понимает по плоти и исполнен гордыни. Итак, поле пахнет одеждой Сына. Однако это поле само по себе ничего не представляет, и поэтому он добавил: которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, да поклонятся племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны! Таково благословение, данное Иакову. И если бы Исав не был также благословлен, то не было бы и вопроса. Но и он благословлен, не этим благословением, но и не совершенно иным.

Проповеди.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

И приближився лобыза его, и обоня [Исаак] оню риз его, и благослови его и рече: се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь

См. Толкование на Быт. 27:26

Лопухин А.П.

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

См. Толкование на Быт. 27:20