Толкования на Быт. 27:28

Свт. Кирилл Александрийский

да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина

См. Толкование на Быт. 27:18

Свт. Филарет (Дроздов)

да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина

От росы небесной. В странах жарких, где дожди редки, недостаток сей восполняется обильною росою вечернею и утреннею. (Plin. Lib. XVIII. C. 41. In Bactris, Africa, Cyrene — siccitas coercet herbas, fruges noctumo tactas rore nutriens.)

Почему в благословениях и проклятиях росою означается влияние воздушных перемен на обилие или скудость плодов земных (Втор. 33:13, 28; Аг. 1:10-11).

И от тучности земной. Как степень земного плодородия зависит частью от растворения воздуха, частью же от свойства земли, то Исаак с дарами от росы небесной соединяет дары от тука земли; то есть желает потомкам своего сына обитания на земле, по свойству своему плодоносной.

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина

Если кто-либо полагает, что это благословение исполнилось на Иакове, он глубоко заблуждается, ибо ничего из этого с Иаковом не произошло. В самом деле, мы находим, что сначала он в Месопотамии двадцать лет служил Лавану (см. Быт. 31:38); затем поклонился своему собственному брату Исаву и умилостивил его дарами (см. Быт. 33:3, 8, 10); наконец, после этого он сошел в Египет, чтобы со своими детьми не погибнуть от голода (см. Быт. 42:2; 46:3). Итак, на ком же исполнилось сказанное: вот, запах от одежды сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь? (Быт. 27:27) Конечно же, ни на ком другом, кроме Христа, Сына Божия. Действительно, поле - это мир, а запах от одежды Его - это все верующие в Него, как и апостол говорит: Ибо мы Христово благоухание в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2:15-16). А слова: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина - ясно обозначили Слово, сшедшее с небес, подобно росе. А земля означает плоть, воспринятую Им от Девы. Наконец, словами множество хлеба и вина он указал на святых, собираемых в житницу, как хлеб (ср. Мф. 13:30), и оправдываемых Духом, как вином (ср. Деян. 2:1-21).

О благословениях Исаака и Иакова.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

И да даст тебе Бог от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина

«Да даст тебе от росы небесныя и вина», т. е. да дарует тебе Господь в обладание землю, обильно орошаемую росою и с тучною почвой; да благословит эту землю обиль­ными урожаями хлеба и винограда. Благословляющий пат­риарх говорит о росе, а не о дожде, потому что в жарких странах дожди бывают редко, – в Палестине два раза в году – Дождь ранний в сентябре при сеянии, и дождь поздний в апреле при начале созревания плодов, – и земля напояется каплями росы, накопляющейся ночью чрез ох­лаждение испарений. Изрекаемое Исааком благословение относится не лично к Иакову и не к его ближайшим потом­кам, ибо все они, до водворения в земле обетованной, были странниками (Деян. 7:6), а к народу израильскому, который действительно наследовал землю, обильную хлебом и вином, текущую медом и, при успешном скотоводстве, млеком.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина

См. Толкование на Быт. 27:20