Толкования на Быт. 29:23

Свт. Иоанн Златоуст

Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков

Не оставим и этого без внимания. И отсюда многое можно узнать: во-первых, простосердечие Иакова, – как он, будучи чужд всякого лукавства, был обманут; во-вторых, как тогда все делалось с великим благоприличием: не было нигде ни плясок, ни светильников, ни другого какого-либо освещения сверх нужды, почему и совершился обман Лавана. Впрочем можно заметить здесь и любовь Лавана к Иакову, потому что он придумал это для, того, чтобы долее удержать при себе праведника. Лаван знал, что Иаков пламенел любовно к другой, и что, если бы получил ту, которую желал, то не оставался бы еще служить и жить с ним ради Лии. Поэтому Лаван, замечая добрые свойства этого мужа и понимая, что иначе нельзя склонить и убедить его к тому, употребил такой обман и дал ему Лию, вместе с Зельфою, рабою. А потом, когда праведник требовал у него объяснения, почему он так обманул его, Лаван высказал благовидное оправдание.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 56.

Свт. Кирилл Александрийский

Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков

См. Толкование на Быт. 29:15

Свт. Филарет (Дроздов)

Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков

Обручение и супружество иногда изображает союз духовного человека с духовными качествами, например, премудростью (Притч. 6:4; Прем. 8:2). Посему Лия и Рахиль (Быт. 29:28) в супружестве Иакова изображают собою крест и услаждения духовные, поскольку они совокупно или чредою посещают человека духовного в мире и с ним сочетаваются в сердце и любви его.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков

Самый подмен невесты был вполне возможен благодаря обычаю древнего и нового Востока — вводить новобрачную в брачный покой под покрывалом и притом во мраке: «не было ни светильников, ни другого какого освещения сверх нужды, посему и совершился обман» (Иоанн Златоуст, Бес. 56, с. 598). Лия, бывшая соучастницей обмана, по словам Мидраша (Beresch. r., s. 346), оправдывалась перед Иаковом так: «бывает ли учитель, который бы не имел подобного себе ученика (т. е. обману я впервые научилась от тебя)? Не выдал ли ты себя за Исава, когда отец твой вопрошал об имени твоем?»