Толкования на Быт. 30:17

Свт. Иоанн Златоуст

И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына

«Послуша, – сказано, – Бог Лии». Поелику Бог видел, что Лия удручена скорбию и не пользуется расположением, то услышал ее, и она родила и сказала: я получила воздаяние за то, что отдала мужу свою рабу; поэтому и назвала сына Иссахаром.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 56.

Свт. Кирилл Александрийский

И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына

См. Толкование на Быт. 30:3

Прп. Ефрем Сирин

И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына

См. Толкование на Быт. 30:14

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 17-18 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар

Семьдесят толковников объяснили этимологию этого имени как «есть награда». Ни в коем случае не следует полагать, что написанное означает «которое есть награда». Такого неправильного чтения придерживаются многие, добавив местоимение. Однако всё имя Иссахар переводится как «есть награда». Потому что is (יִשָּׂ) означает «есть», а sachar (שכָֽר) – «награда». И это оттого, что она за мандрагоры своего сына Рувима выкупила вхождение к ней мужа, которое причиталось Рахили.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 17-18 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар

«Поелику Бог видел, что Лия удручена скорбью и не пользуется расположением, то услышал ее» (Иоанн Златоуст 56:604). В рождении своего пятого сына после некоторой остановки Лия усматривает награду от Бога за предоставление ею служанки Иакову, — по воззрениям того времени (и, может быть, вследствие особой любви к Иакову), она считает этот поступок достойным похвалы. В имени Иссахар (с евр. или: «принесет награду», т. е. Бог, по Keri: «issa scnakar», или: «есть награда»; по Ketib: «esch sakar»), Лия выражает идею возмездия, платы, указывая, с одной стороны, на самоотречение свое в отношении служанки, с другой, — на приобретение Иакова у Рахили платою мандрагоров.

Толковая Библия.