Толкования на Быт. 30:37

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 37-39 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами

Так поступает праведник не по собственному своему побуждению, но так благодать свыше внушала разуму его, потому что совершавшееся происходило не по обыкновенному порядку природы, а было много дивного и превышающего естественный порядок вещей.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 57.

Свт. Амвросий Медиоланский

И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях

Праведный Иаков приходит как поденщик, но он и хозяин, который, служа проповеди Евангелия, собрал стадо, сияющее светом многочисленных удивительных добродетелей. Когда его стадо приходило на водопой, он в корыта перед ними клал прутья стираксовые, ореховые и как от платана; и так те, кто чувствовал жажду таинств Пресвятой Троицы, прообразом которых были прутья, могли рождать потомство, вовсе не бывшее бесцветным, зачиная его в благочестивых помыслах. Крепкими были овцы, рождавшие потомство добрых дел и неслабеющей веры. Стиракса обозначает фимиам и вечернюю жертву, которая предлагается Богу Отцу в псалме (см. Пс. 140:2); орех же обозначает дар священства, жалуемый Христом. Это - жезл Аарона, расцветший и пустивший почки (см. Чис. 17:1-9), когда положен был пред Господом, и через него явлена благодать священства. Платан же означает обилие духовных плодов, потому что к этому дереву присоединяется виноградная лоза таким образом, что дерево может плодоносить вместе с лозой, давая обильное потомство. Благодать Духа всецело произвела дары страданий Господа и прощение всех грехов.

Об Иакове и блаженной жизни.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 37-43 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов

Таким образом наградою Иакова были овцы и козы с крапинами. А каким образом он перехитрил Лавана и умножил до чрезвычайности полученное от него, этим мы займемся, если угодно, теперь и узнаем об этом из самих Священных Писаний. Здесь написано так: И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов (Быт. 30:37-43). Мы признаем свойственным пастушескому искусству знать, что овцы и козы всегда и во всяком случае рождают подобное тому, что видят, и что приплод их бывает одного цвета с тем, что им случится видеть во время зачатия. И это, кажется, совершается по естественным законам. Но это совершенно неизъяснимо, и для наших соображений непостижимо. Избрал же опять божественный Иаков пепеловидных и с крапинами овец и коз по Божественному видению. Ибо он говорит в одном месте Лии и Рахили: Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами (Быт. 31:10-12). Так говорит Священное Писание. Но оставив низменность буквального смысла истории, взойдем на высоту духовного смысла.

Жезл гадательно изображает нам опять Еммануила, Который так именуется в богодухновенном Писании. Ибо божественный Исайя говорит: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11:1). К Небесному же Отцу и Богу божественный Давид от лица верующих взывал: Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня (Пс. 22:4). Ибо мы имеем утешение во Христе и Его имеем утверждением своим, так как написано: праведников подкрепляет Господь (Пс. 36:17). Итак, для нас, словесных козлов и овец, находящихся во всей вселенной и в целом мире, Христос предлагает себя как бы неким жезлом. Но жезлом не просто, а стираксовым, ореховым и яворовым (платановым). И это растение полагается во свидетельство правоты; стираксовый же есть знамение смерти. Тело умершего снабжается благовониями, а из благовоний самое приятное стиракса. Христос умер ради нас и погребен был, по Писанию (1 Кор. 15:3-4; сн.: Рим. 5:9 и др.). Затем ореховый жезл знаменует восстание и бодрствование: он производит в нас это естественным своим действием. Восстал же за нас Христос; потому что не мог быть держим вратами ада и не совсем связан был узами смерти. Наконец яворовый (платановый), по-видимому, знаменует течение к высоте и к горнему, то есть вознесение Христа на небеса, так как явор есть дерево великорослое и весьма высокое. Вознесен же от Отца Сын; потому что Петр сказал о Нем: быв вознесен десницею Божиею (Деян. 2:33). И Павел говорит, что Он превознесен и получил имя выше всякого имени, а также и поклонение от всех (Флп. 2:9-10). Если же кто хочет, то растение это может быть принято и в ином смысле. Каким образом? Усердно занимающиеся словопроизводством имен говорят, что так как лист сего дерева очень широк, то поэтому и самое дерево названо «платаном». Ибо как бы расширяемся и мы чрез веру и любовь, едва не прирастая ко Христу. Закон очень тесен, и угнетен ум идолослужителей. Так и к обществам из язычников взывал Бог устами пророка: научитеся слышати утесняемии (Ис. 28:19). Коринфянам же, решившимся возвратиться к древнему заблуждению после принятия веры, Павел пишет, говоря: Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, -распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6:11-15). И Псалмопевец говорит самому Еммануилу, укоряя тесноту закона: Твоя заповедь безмерно обширна (Пс. 118:96). И еще: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (ст 32). И к тому еще: буду ходить свободно, ибо повеления Твои храню (ст. 45 и 56). А что и жезл ореховый, как я недавно сказал, имеет свойство производить бодрствование, об этом говорит Бог пророку Иеремии: что видишь ты, Иеремия? Я сказал, говорит пророк: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер. 1:11-12). Итак, умопредставляемый под видом жезла, Христос как бы представляет нам Себя, как умершего, и воздвигнутого из мертвых, и на небеса вознесенного, а также и расширяющего мысленно посредством Духа сердца приемлющих Его. Но где положил Иаков жезлы? — В поильных корытах. Под корытами поильными для словесного стада, то есть для нас, можно разуметь писание Моисея и пророческие вещания, едва не источающие нам слово свыше и от Бога. Ибо написано: И в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис. 12:3). Там мы найдем Еммануила — жезл силы, и бывшего как бы в смерти ради нас, и перворожденного из мертвых (Кол. 1:18), и возносящегося во славе, и распространяющего уверовавших, как я сказал недавно. Ибо все слово святых пророков и Моисея указует на таинство Христово. Посему и премудрый Павел сказал: кончина закона и пророков Христос (Рим. 10:4; сн.: Мф. 5:17; Лк. 24:27). Впрочем Иаков острогал жезлы пестрением белым, сострогал кору, и таким образом над ними овцы зачинали пестрый приплод. Ибо как бы остругивает Христос сень законную и как бы некую кору снимает с пророческих писаний, являя нам таким образом убеленным и совершенно удобозримым заключающееся в них слово, а чрез то приводит нас к духовному напеванию, даже и едва не убеждает зачинать во чреве разнообразие (пестроту) в добродетели в двояком ее виде, то есть в деле и слове. Так и Божественные пророки, олицетворяя в себе оправданных верою, ясно взывали: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего (Ис. 26:18). Тот же блаженный Исаия сказал и в другом месте еще особенно: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас (Ис. 35:3-4). И еще: Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей (Ис. 40:10-11). То есть духовное будет утешение для тех, которые уже болезнуют Божественным словом, как имеющие быть плодоносными, и вскоре имеют родить славу евангельского жития. Ибо это и есть плод святой и чистой души. Но составил, сказано, себе Иаков отдельные стада … и не ставил их вместе со скотом Лавана (Быт. 30:40), так как не соединимо скверное со святым и нечистое с чистым (ср.: 2 Кор. 6:14-15). Обособленными являются те, которые Христовы суть, которые отказываются от общения с мирским, свободны от всякого плотолюбия и не лишены знака в своей жизни, а напротив назнаменаны добродетелью. Ибо доставался, сказано, слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову (Быт. 30:42).

Павлин Нольский

И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях

На образе этих трех прутьев, раз уж они были упомянуты, мы разберем тайну Царствия Божия. Патриарх выбрал себе три прута от трех деревьев: благоухающий стиракс, гладкий платан и прочный орех. Дух есть платан, Дева - в стираксе, в орехе - Христос. Ведь платан распростер раскидистые ветви, создавая тень - так и Дух Святой, осенив Деву, образовал Христа. Я полагаю, что ветка стиракса, будучи от древа Давидова, произвела благоуханный цветок - как Дева родившая. Ореховый прут есть Христос, поскольку внутри орехов находится пища, скорлупа - снаружи, горькая кора - над зеленой кожицей. Заметь, что Божество Христа сокрыто в нашем теле: по плоти Он - немощный, по Слову - пища, и по кресту - горький. Твердая поверхность есть слово креста и пища креста, заключающая во плоти Христа небесную сущность.

Стихотворения.

Лопухин А.П.

Ст. 37-39 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами

Первый прием: как опытный скотовод, Иаков утилизирует известную и древним чрезвычайную восприимчивость овец и коз к внешним впечатлениям и чувственным ощущениям во время случки — в водопойных корытах он кладет пред глазами разгоряченных в это время маток пестрые прутья тополя, явора и миндального дерева, искусно обнажив их от коры и сделав разноцветными. Последствием этого было массовое рождение животных с разного рода и формы пятнами и крапинами, которые, согласно условию (ст. 33–34), делались собственностью Иакова. Можно думать, что Иаков при этом «не на жезлы, остроганные, полагался, а ожидал божественной помощи» (отв. на вопр. 90, блаженного Феодорита), и что в совершавшемся было «много дивного и превышающего естественный порядок вещей» (Иоанн Златоуст, 57:609).