Толкования на Быт. 31:13

Свт. Иоанн Златоуст

Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей

Господь хочет таким образом привести на память Иакову то, что обещал Ему тогда, сказав: весьма размножу тебя и буду хранить тебя до земли твоей (Быт. 28:14–15). Я, говорит, Тот, Который явился тебе и дал тебе Свои обетования; Я и ныне, поелику настало время, привожу в исполнение обещанное тебе тогда и повелеваю тебе возвратиться без опасения, потому что Я буду с тобою. «Аз есмь Бог явивыйся тебе, на месте, идеже помазал ми еси столп, и обетовал ми еси обет». Господь напоминает Иакову его молитву и сделанное им обещание. В чем же состояла молитва? «В том, что яже ми даси, одесятствую та Тебе» (Быт. 28:22). Так как Иаков дал этот обет в то время, когда ничего не имел с собою и странствовал, как беглец, то Господь и говорит ему теперь: когда Я явился тебе, ты дал Мне обет, сказав: «от тех, яже ми даси, десятину одесятствую Тебе», этою молитвою и обетом исповедуя Мое всемогущество и очами веры прозревая будущее свое благосостояние; ныне, когда должны совершиться изреченные Мною обетования, настало время и тебе исполнить обет свой. Итак возвратись «ныне, восстани и изыди, – сказано, – от земли сея, и иди в землю рождения твоего, и буду с тобою». Я везде буду соприсутствовать тебе, благоустроять для тебя путь твой, и ты ни от кого не потерпишь никакого вреда, так как десница Моя будет для тебя повсюду покровом.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 57.

Свт. Филарет (Дроздов)

Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей

Я Бог Вефиля. Сим наименованием Бог повторяет и подтверждает обетование, данное Иакову в Вефиле.

Теперь встань и проч. Сие повеление, как кажется, дано и к исполнению его приступлено было еще прежде договора с Лаваном о награде (Быт. 30:25). Но сей договор удержал Иакова от возвращения в отечество до нового повеления Божия (Быт. 31:3).

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт. 31:3–16). В сей паремии повествуется о приготовлении Иакова к возвращению из Харрана на родину.

Аз есмь Бог явивыйся тебе на месте Божии, идеже помазал Ми еси тамо столп, и обетовал Ми еси тамо обет. Ныне убо востани и изыди от земли сея, и иди в землю рождения твоего, и буду с тобою

«На месте Божии», или в Вефиле, что значит дом Божий (см. XXX паремию стр. 252). Господь напоминает Иако­ву о вефильском Своем явлении ему, бывшему за двадцать лет в день бегства его из родины, с целью внушить ему, что взирает на него с тем же благоволением, какое показал ему тогда, что остается тем же неизменяемым покровителем его, каким явился тогда, что Он обещание Свое благопо­лучно возвратить его на родину и сопровождать его повсю­ду, данное тогда, готов исполнить теперь, и что, следствен­но, нечего бояться тому, кто имеет такого всемогущего и всеблагого Покровителя и Защитника. – «Идеже помазал еси столп и обетовал обет». В Вефиле, по пробуждении от сна, в котором видел таинственную Лествицу, Иаков, пол­ный благоговения к месту богоявления и благодарности к Явившемуся за Его обетования, обратил камень, который служил ему изголовьем, в священный памятник, принес на этом столпообразном памятнике бескровную жертву, воз­лив на него свой дорожный елей, и дал обет: «Если Бог… сохранит меня в пути моем,.. даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я, с помощью Божией, благополучно возвращусь в дом отца моего: то этот камень, поставленный теперь памятником, будет у меня местом молитвы; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я посвящу Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22). Напоминанием о вефильском памятнике и обете Господь хотел оживить и утвердить в Иакове ту преданность к Нему, во свидетельство которой поставлен был памятник и произнесен обет, – преданность, столь нужную Иакову всегда, особенно же в обратном путеше­ствии на родину, предпринять которое Господь повелевает в следующих словах: «востани ныне и изыди в землю рож­дения твоего»«Ныне», – когда же именно? Судя по тому, что это повеление входит в состав рассказа Иакова о сонном видении, бывшем, как видно, в начале последних шести лет службы его у Лавана, нельзя думать, что это повеление, одно и то же с тем, о котором было упомянуто выше в ст. 3-м, и которое дано было в конце сей службы. Должно полагать, что повеление: «востани ныне» и т.д., дано и к исполнению его приступлено еще прежде договора с Лаваном о награде (Быт. 30:25), но что договор сей удержал Иакова от возвра­щения в отечество до нового повеления, данного, как мы заметили, в конце шестилетней службы у Лавана.

Толкование на паремии из книги Бытия

Лопухин А.П.

Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей

См. Толкование на Быт. 31:11