Толкования на Быт. 32:31

Свт. Иоанн Златоуст

И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое

«Воссия же ему солнце, егда прейде вид Божий». Видишь ли, как Господь, снисходя к немощи человеческой, все творит и устрояет так, чтобы явить свое человеколюбие? И не дивись, возлюбленный, великости такого снисхождения: вспомни, что и праведному патриарху, когда он сидел у дуба, (Бог) явился в человеческом образе, в виде странника, с ангелами, предвозвещая нам изначала, что некогда Он действительно примет образ человека и чрез то, освободив от власти диавола все человеческое естество, приведет его ко спасению. Но тогда, поелику было время начинания и предуготовления, Он являлся каждому (из праотцев) в видимом образе, и как Сам говорит чрез пророка: «аз видения умножих и в руках пророческих уподобихся» (Ос. 12:10). А когда благоволил Он принять зрак раба и сделаться нашим начатком, то облекся в плоть не в видении, не в образе, но по истине.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.

Свт. Кирилл Александрийский

И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое

См. Толкование на Быт. 32:22

Блж. Августин

И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое

Поврежденное бедро Иакова означает дурных христиан, как это присутствует в нем, благословленном и охромевшем. Благословлен в том, что касается ведущих добрую жизнь, хромает в том, что касается ведущих дурную жизнь. Оба рода присутствуют в одном человеке - они будут разделены и разлучены позже (ср. Мф. 25:32-46). Вот к чему стремится Церковь, как сказано в следующем псалме: Суди меня, Боже, и вступись в мою тяжбу с народом недобрым (Пс. 42:1). Это так, поскольку Евангелие гласит: Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Мф. 18:8). Поэтому эти дурные люди должны быть отсечены в конце. Хромает Церковь: на одну ногу ступает твердо, другая же шатается. Посмотрите на язычников, братья. Иногда встречают они добрых христиан, служащих Богу, и, восхищенные и привлеченные, сами обращаются. Иногда же замечают ведущих дурной образ жизни и говорят: «Вот они, христиане». Но эти дурно живущие принадлежат затронутому пустому составу бедра Иакова, которое засохло. Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая.

Проповеди.

Лопухин А.П.

Ст. 31-32 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова

Обычай неупотребления «верблюжьей жилы» животного, доселе соблюдаемый евреями, восходит ко времени до Моисея, который, не внося его в законодательство свое, отмечает, однако, существование его и дает видеть важность его, коренящуюся в важности исторического события, послужившего его опорою.

Толковая Библия.