Толкования на Быт. 34:31

Свт. Иоанн Златоуст

Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею

Итак, сыны Иакова совершили мщение по чувству целомудрия; они оправдываются пред отцем, и говорят: жители посрамили нас; они поступили с сестрою нашею, можно сказать, как с блудницею. Мы вынуждены были поступить так для того, чтобы и другим впредь был урок – не позволять себе такой дерзости.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.

Свт. Филарет (Дроздов)

Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею

Неужели оставить было, чтобы поступали с сестрою нашею как с блудницею? Несмотря на сие оправдание, Иаков строжайшим образом осудил поступок Симеона и Левия в последние минуты своей жизни (Быт. 49:5-7).

Для полного о сем суждения должно поставить оскорбителей против мстителей и рассмотреть как вины, так извинения.

Преступление Сихема (Быт. 34:2) сугубо тяжко как по существу своему, так еще и потому, что, будучи оскорблением соседственного независимого народа (Быт. 34:7), подвергало Сихемлян опасности войны.

Дина, невинная в преступлении Сихема, наказана оным за любопытство и легкомыслие (Быт. 34:1).

Эммор и Сихемляне, которые вместо того, чтобы тщательно сохранять святость гостеприимства, думали воспользоваться его нарушением для умножения своего богатства и на преступлении основать союз двух народов (Быт. 34:9), недостойны были сего союза.

Симеон и Левий, праведно раздраженные за преступление, имели на своей стороне право войны против Сихемлян, но не приняли во уважение следующих обстоятельств:

1)что великодушие и человеколюбие требовало удержаться от кровопролития, когда покорность виновных (Быт. 34:24), дары (Быт. 34:12) и брак (Быт. 34:21) довольно могли загладить бесчестие, нанесенное Дине;

2)что они суть возмутители, если употребили право войны (Быт. 34:25) без воли главы племени (Быт. 34:30);

3)что нарушение данного слова (Быт. 34:15) не может входить в действия правосудия;

4) что, употребив священный обряд обрезания орудием убийства (Быт. 34:24-25), они делают оскорбление завету Божию;

5) что в опустошении целого города (Быт. 34:25) смешивались с виновными невинные.

Из сего замешательства человеческих дел Промысл, коего дела никогда не приводятся в замешательство, извлек то последствие, что все виновные наказаны, а избранное племя сохранено от смешения с язычниками.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею

Ответ Симеона и Левия показывает отсутствие в них раскаяния, что, кроме характера эпохи, освящавшей кровную месть, говорит и о личной бессердечности их.