Толкования на Быт. 35:21

Свт. Филарет (Дроздов)

И отправился Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер

Едер. Имя сие значит стадо.

Башня стада есть башня, с высоты которой смотрят за стадом, пасущимся в окрестности. Место сего имени находилось близ Иерусалима (Мих. 4:8). Но, по Ионафану, другое было близ Вифлеема.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

И отправился Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер

Евреи полагают, что это то место, где впоследствии был построен храм, и что башня Адер – это башня стада, то есть башня, к которой собирается и сходится всё стадо. О существовании такой башни в этом месте свидетельствует и пророк Михей, говоря: «А ты башня стада, покрытая туманом, дочь Сиона» и прочее (Мих. 4:8). И в то время у Иакова были шатры, раскинутые за тем местом, где впоследствии построили храм. Однако если проследить путь движения Иакова, то в таком случае место расположения пастухов находится около Вифлеема. Там сонм [букв.: стадо] Ангелов пел при рождении Господа, там Иаков пас свой скот и дал название местности (Адер. – Прим. перев.) и там, скорее всего, уже тогда каким-то пророчеством изображалась будущая тайна.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Преступление Рувима, смерть и погребение Исаака.

Ст. 21-22 И отправился Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. Сынов же у Иакова было двенадцать

К тяжкому семейному горю патриарха присоединилось другое: бесчестие ложа его со стороны первенца его Рувима (может быть, стоявшее в связи со смертью Рахили и притязанием Рувима на фактическое первородство), имевшее место около «башни Гадер» или «башни стад» (Vulg: «turris gregis»), по преданию, лежавшей к югу от Вифлеема (некоторые, впрочем, на основании Мих. 4:8 сближали эту башню стад с «овечьими воротами», (Ин. 5:2), в Иерусалиме, но к повествованию данного места более подходит первая дата). «И услышал Израиль», — несомненно с огорчением, как и дополняют еврейский текст LXX толковников. За это тяжкое преступление Рувим лишен был Иаковом прав первородства (Быт. 49:3–4). Иудейские толкователи, однако, смягчали вину Рувима; между прочим, указывали, что 1-й пророк — Осия был из колена Рувима.

Толковая Библия.