Толкования на Быт. 37:36

Свт. Амвросий Медиоланский

Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей

Вот что здесь относится к нравственному смыслу: поскольку Господь Бог наш хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2:4), Он на примере Иосифа дал утешение находящимся в рабстве и предоставил им поучение, чтобы узнали, что и в самом низком положении можно сохранять возвышенность нрава и что нет ни одного состояния, которое было бы лишено добродетели, если только чья-либо душа познает саму себя; и что плоть, а не дух подчинен рабству; и что есть много рабов, которые на самом деле свободнее своих господ, коль скоро они полагают, что, находясь в рабстве, им следует воздерживаться от рабских деяний. В самом деле, всякий грех - рабский, а свободна только невинность. Потому и Господь говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). В самом деле, как же не раб всякий алчный человек, который ради мелкой выгоды богатства готов самого себя продать с торгов? Боится, как бы не потерять все накопленное, тот, кто не пользуется тем, что накопил: чем больше того, что он стяжал, тем большей опасности подвергается, пытаясь хранить это. Как же не нищий тот, для кого мало того, чем он обладает? Ведь даже если мне кажется он богатым, для себя самого он нуждается; и не умеряет своих желаний свидетельствами не способный поверить, что он желает. Как же не раб тот, кто подчинен сладострастию? Во-первых, он пылает своим собственным огнем и сгорает от пламени в своей груди. Таковым верно сказал пророк: идите в свет огня вашего и в пламя, которое вы разожгли! (Ис. 50:11) Страх охватывает всех, подстерегает во время сна поодиночке; так что для того, чтобы завладеть одним предметом сладострастия, человек становится рабом всех. Следовательно, подчиняется жалкому рабству тот, кто сам себе производит господ, кто сам желает иметь тех, кого он боится, - ведь нет ничего более свойственного рабству, как постоянный страх. Однако тот является свободным в каком угодно рабском положении, кто не одержим любовью, не охвачен оковами жадности, не связан страхом обвинения, кто спокойно взирает на настоящее, которого не устрашает будущее. Не кажется ли тебе, что один господствует в рабстве, а другой рабствует в свободе? Иосиф был рабом, а фараон царствовал, но блаженнее рабство первого, чем царство второго. Ведь весь Египет погиб бы от голода, если бы фараон не подчинил своего царства совету раба (см. Быт. 41).

Об Иосифе.

Свт. Иоанн Златоуст

Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей

Что же касается мадиамских купцов, то и они в свою очередь делаются орудием промышления Божия, и перепродают Иосифа Пентефрию, архимагиру фараона. Видишь ли, как Иосиф мало-помалу идет вперед, во всем обнаруживает свою добродетель и терпение, чтобы подобно борцу, мужественно подвизавшемуся, увенчаться венцем царским, и чтобы исполнение сновидений самым делом показало тем, которые его продали, что им нисколько не принесло пользы все их коварство. Такова сила добродетели, что и чрез самые гонения она достигает большей славы.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 61.

Свт. Филарет (Дроздов)

Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей

Евнуху. Здесь имя сие значит царедворца или вельможу, каковыми на востоке часто были евнухи.

Начальнику телохранителей. По Иерониму, начальнику воинов.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей

В большинстве случаев Писание пользуется наименованием архимагиров, то есть главных поваров, имея в виду начальников над войском, потому что μαγειρεύειν по-гречески означает «убивать». Таким образом, Иосифа продали начальнику военного подразделения. Причём не Петефрию, как написано в латинском переводе, а евнуху Потифару. Тогда возникает вопрос: как же далее говорится, что у него была жена? У евреев есть предание, что Потифар купил себе Иосифа из-за его необыкновенной красоты для удовлетворения своих гнусных желаний. Но Господь иссушил детородные органы Потифара. И впоследствии он был избран по правилам верховных жрецов для служения первосвященником с в Илиополе. А его дочь звали Асенефой. На ней потом женился Иосиф.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей

«Потифар», при посредстве коптского «пиот-фуро», понимают обыкновенно в значении: «преданный царю», считая это название скорее титулом, чем собственным именем (сходное «Потифер», Быт. 41:45, имеет другое значение: «посвященный солнцу»). Название «евнух» (евр. saris), вероятно, усвояется Потифару не в прямом смысле (он имел жену, Быт. 39:7), а в общем: придворный, sar hattabachim«начальник палачей», т. е. может быть телохранителей царя. LXX: начальник поваров, ἀρχιμάγειρος; Vulg.: «magister militum».

Толковая Библия.