Толкования на Быт. 39:10

Свт. Иоанн Златоуст

Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею

Дабы мы знали все превосходство добродетели этого праведника, и то, что он не однажды и не дважды, а много раз выдерживал эту борьбу, выслушивал такие речи и не переставал увещевать, Божественное Писание говорит: «егда же глаголаше день от дне и не послушаше ее».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 62.

Свт. Кесарий Арелатский

Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею

Госпожа возжелала юношу, но ей не удалось спровоцировать его похоть. Она просит его, а он убегает. Та же самая, которая в другое время отдает распоряжения, теперь упрашивает и молит его. Может, она любила его, или, скорее, себя саму? Думаю, ни его, ни себя. Если она любила его, то зачем захотела его погубить? Если любила себя, то зачем захотела погибнуть? Вот я и показал, что она не любила: она пылала ядом страсти, но не светилась огнем любви. А он умел видеть то, что она не знала. Иосиф был изнутри прекраснее, чем снаружи (см. Быт. 39:6), справедливее в свете своего сердца, нежели в красоте своего тела. И куда не мог проникнуть взгляд этой женщины, там он наслаждался своей красотой. Потому, созерцая внутреннюю красоту целомудрия в зеркале своей совести, разве мог он позволить ей преткнуться или поддаться искушению этой женщины? И ты тоже можешь видеть то, что видел он, если захочешь, а именно - внутреннюю и духовную красоту целомудрия, при условии, что у тебя есть глаза для нее. Покажу тебе пример. Тебе нравится это в твоей жене, так не испытывай ненависть в чужой жене к тому, что ты любишь в своей. Что ты любишь в твоей жене? - Целомудренность, конечно. Но ты ненавидишь это в чужой жене, если желаешь разрушить целомудренность интимной близостью с ней. То, что любишь в своей жене, ты стремишься убить в чужой. Как же можешь ты благочестиво молиться, убийца целомудрия? А потому оберегай в чужой жене то, что защищаешь в своей, ибо в своей жене ты более любишь ее целомудренность, а не ее тело.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею

См. Толкование на Быт. 39:7

Прп. Исидор Пелусиот

Егда же Иосифу глаголаше день от дне, и не послушаше ея еже спати и быти с нею

Об Иосифе и Египтянке

Хотя Египтянка искусно и хитро раскидывала сети похотения, расставляла силки, уловляя юношу, очаровывала его глаза, являясь в трогательных положениях, обольщала слух, стараясь всячески искушать речами, возбуждала обоняние, благоухая драгоценными мирами, щекотала осязание, удерживая его, и раздражала вкус перед тем, как раскинуть сети, присовокупила, вероятно, наслаждения, если не из милости, как к любимому, то из сострадания, как к чужеземцу; пыталась привлечь обещаниями, потому что обещала иметь его своим властелином, - но не преуспела в молитве.

И Иосиф пожал плод целомудрия не без труда, как думают иные, потому что предстояла ему борьба не только с Египтянкой, но и с юностью, которая скакала и играла, возбуждаемая женскою беседою. А Египтянка лишь на первый взгляд казалась победившею, на первый взгляд, сказал я, потому что для невинного слуха и это служило обличением женской невоздержности. Ибо боящаяся потерпеть насилие не будет заботиться о том, чтобы отнять одежду у угрожающего насилием, но всего более она желает и вожделевает избавиться от насилия. А Египтянка, упившись похотью, думала, что знаки собственного ее непотребства послужат доказательствами целомудрия.

Посему, думаю, и господин, хотя принял ее жалобу, но, может быть, из подозрения к жене (ибо знал, как легко женское естество уловляется страстью, особливо когда возбуждено красотою, нередко порабощающей и сильных) не дозволил Иосифу сказать за себя слово, в чем иные обвиняют его, и бросил его в темницу. И при этом, не по-варварски он поступил, как полагают иные (иначе мог его умертвить или предать законам, по которым жалоба требовала смерти), но справедливо, может быть, уразумел, что жена, воспылав неистовою любовью к Иосифу и не уловив добычи, сочинила жалобу; и если дозволить юноше оправдывать себя, то он не только уничтожит жалобу, но и вину обратит на ту, которая жаловалась.

Лучше же сказать, что будет и более справедливо, Мздовоздаятель целомудрия укротил гнев мужа и воздвиг для мира столп благонравия, соблюл питателя для голодных братьев и поставил князя Египту.

Письма. Книга II.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон

Искушение это продолжалось для Иосифа многие дни, и когда нравственная стойкость его оставалась непреклонной (Мидраш в этом именно смысле понимает слова Иакова, Быт. 49:24, об Иосифе: «тверд остался лук его»), то постыдная страсть египтянки возросла до последних пределов, всякая женская стыдливость ее исчезла, и она, как подлинная блудница (Притч. 7:13 и д.), пытается насилием склонить Иосифа к греху. Тогда Иосиф убегает, оставив одежду в руках египтянки и как бы не заботясь о том, что этим даст в руки развратной и мстительной женщине вещественное доказательство мнимого его преступления.

Толковая Библия.