Толкования на Быт. 41:17

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки

Я полагаю, что этот сон был объявлен не одному или двум человекам, но предложен всем, ибо семь лет мира сего, тучных и богатых мирским изобилием, будут поглощены будущими веками, в которых будет непрестанный покой и соблюдение духовного закона. Духовный закон будет хранить колено Ефремово, плодородное ради Бога отцов, как добрая телица: не та, вымя которой наполнено плотским молоком, а та, которая изобилует духовным молоком и благодатью (ср. 1 Кор. 3:2-3; Евр. 5:12-14). Бог сказал, что Он Сам сидит на ее прекрасной шее, как написано: Ефрем - телица, обученная любить победу, Я же перешел на прекрасную шею ее (Ос. 10:11).

Итак, елей грешника да не намастит главы нашей (Пс. 140:5), и плодам лжи не подобает услаждать нас, чтобы не сказали о нас: Вы посеяли нечестие, пожали его беззакония. Ты съел плод лжи, потому что надеялся на колесницы твои (Ос. 10:13). Меня не беспокоит, что такой человек имеет тощие колосья и иссушенные ветром (ср. Быт. 41:23), ибо и Давид тогда был лучше, когда иссыхал, будто паутина, и имел дух сокрушенный - жертву Богу (ср. Быт. 50:19), и тем превосходнее спасаются те, кого злой дух в веке сем упражнял тяжелыми испытаниями (ср. 1 Цар. 18:10-11, 19:9-10).

Об Иосифе.

Лопухин А.П.

Рассказ снов и толкование их.

Ст. 17-24 И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки; и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике; но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они; и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных; и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся. Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне

Здесь заключается повторение от лица фараона рассказанного выше священнописателем (ст. 1–8), с целью раздельнее сообщить читателю подробности сновидений фараона; здесь же, ст. 21, содержится знаменательное дополнение к первому рассказу, именно: указание, что плодородие первых семи лет не в силах будет покрыть своим излишком скудость 7 последующих лет голода.

Толковая Библия.