Толкования на Быт. 41:40

Свт. Иоанн Златоуст

ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя

Вот как узник внезапно становится царем всего Египта; тот, кто архимагиром был заключен в темницу, теперь царем возводится на самую высшую степень почестей; прежний господин его сверх всякого чаяния видит, что человек, которого он, как прелюбодея, ввергнул в темницу, теперь получил власть над всем Египтом. Видишь ли, что значит благодушно переносить искушения? Поэтому и Павел говорит: «скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит» (Рим.5:3–5). И вот смотри: скорби (Иосиф) переносил с терпением; терпение соделало его испытанным; а сделавшись испытанным, он стал тверд в уповании, и упование не посрамило.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 63.

Свт. Филарет (Дроздов)

ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя

Святые Отцы, которые с удивлением видят в Иосифе одно из самых поразительных прообразований Иисуса Христа, указывают на соотношения между возвышением спасителя Египта и между славой Спасителя мира. Иосиф, изведенный из темницы, возвышается и получает от самого царя неограниченную власть над всеми народами Египта: Иисус Христос, исходя из гроба победителем смерти, получает от Отца Своего владычество над небом и землей.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя

См. Толкование на Быт. 41:44

Лопухин А.П.

Ст. 40-41 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою

Фараон поставляет Иосифа одновременно правителем двора своего (такого рода домоправители бывали впоследствии у царей израильских и иудейских, 3 Цар. 18:3; 4 Цар. 18:18) и правителем, первым после царя, всей страны. Такое мгновенное возвышение иноземного раба на степень первого министра в государстве вполне совместимо с обычаями и нравами царей-деспотов не только древнего Востока (ср. Дан. 2:48), но и современного («великий визирь» у турецкого султана, вельможи у персидского шаха нередко достигают своих высоких постов из низкого общественного состояния).