Толкования на Быт. 43:6

Свт. Иоанн Златоуст

Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат

Со всех сторон стеснен был Иаков. Поэтому, проливая слезы, он говорит им: «почто зло сотвористе ми, поведавше мужу, яко есть с вами брат?». Для чего же вы, говорит, сделали мне это зло? Для чего вы причинили мне столько бед? Если бы вы не сказали того, и Симеона я не лишился бы, и этого он не стал бы требовать.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 64.

Свт. Кесарий Арелатский

Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат

Теперь обратите внимание на еще более удивительное обстоятельство - на то, как благословенный Иосиф, знавший, как невыносимо по нему страдал его отец (ср. Быт. 37:34-35), теперь, словно тех страданий отца недостаточно было, принуждает забрать у него Вениамина. Разумеется, он знал, что страдания отца от этого возрастут. Что касается меня, я не думаю, чтобы все это случилось без вмешательства Духа Святого. Бог, суды Которого часто бывают скрытыми, но не бывают несправедливыми, Который не дал знать благословенному Иакову, что сын его жив, точно таким же образом не допускает Иосифа сообщить о своей славе отцу. Напротив, удерживая Симеона в узах (Быт. 42:19, 24) и забирая Вениамина, Он делал горе отца сильнее. Если же мы, братья возлюбленные, посмотрим на все это с верой и тщанием, то увидим, что Бог действовал с великой милостью. С самого начала мира Он делал Своим святым то же, что совершил в благословенном Иакове с великой добротой. Давайте внимательно рассмотрим, что произошло.

Хотя слуги и друзья Бога избегают серьезных грехов и совершают множество добрых дел, но, как мы считаем, они не лишены недостатков, поскольку Бог не обманывает, когда говорит: Кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов. 14:4). И благословенный евангелист Иоанн, который точно не уступал заслугами святому Иакову, провозглашает: Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). А в другом месте читаем: семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24:16). Вот потому, что благословенный Иаков, как было сказано, не мог не иметь мелких недостатков, Бог возжелал уничтожить их в этом мире через огонь терзания. В нем исполнилось то, что Бог сказал Духом Святым: Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека - в разговоре его (Прем. Сираха 27:5). Кроме того, Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6), и многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Итак, чтобы Бог мог святого Иакова предъявить как очищенное золото во время грядущего суда, Он сначала снял с него все следы греха, так чтобы огненный судия не обнаружил в нем ничего для себя.

Проповеди.

Лопухин А.П.

Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат

См. Толкование на Быт. 43:3