Толкования на Быт. 43:29

Свт. Иоанн Златоуст

И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой

Смотри, какую еще твердость показывает он, и еще прикрывает себя незнанием, чтобы чрез последующее испытать их намерения относительно того, как они расположены к Вениамину.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 64.

Свт. Амвросий Медиоланский

И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой

И увидел их Иосиф, и Вениамина, брата своего, сына матери своей. Итак, видят евреев и ныне, и видит их Христос, Который есть истинный Иосиф, когда они приходят по образу Павла. И он говорит с ними ласково и кротко, чтобы и они вместе принимали пищу. Ранее же, поскольку они пришли без Вениамина, он узнал их, но отвернулся от них, как написано: и говорил с ними сурово (Быт. 42:7), поскольку они не узнали того, кем были узнаны. Итак, они преуспели заслугой Павла, которого Господь Иисус любил больше других братьев как самого младшего и рожденного той же матерью.

Пусть же узнают иудеи Того, Кого они отвергли как Господа. Хотя Он и был распят их собранием, но Он все равно любит их больше, как рожденных от той же родительницы, даже если они поздно узнают Виновника своего спасения. Но, осознавая свои собственные грехи, они не верят, что милосердие Христа столь велико, что Он отпускает грехи и прощает беззакония. Итак, их прообразом явились патриархи, какими они станут в будущем. Они получили приглашение к благодати, призывались на пир спасительной трапезы, но подозревали приготовленные им ложные обвинения и подстроенные козни.

И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей. Нравственный же смысл заключается в том, что тех, кого мы любим, мы видим прежде других, и на кого прежде устремлена наша душа, тех лучше видит взгляд наших очей. Ведь, как правило, когда мы отовсюду отвлечены другими занятиями ума, мы не видим стоящих перед нашими глазами. Таким образом, под руководством души направляется наш взгляд. Итак, святой Иосиф увидел Вениамина, своего брата, образ которого он хранил в душе и которого искал глазами. И поскольку тот отсутствовал, то Иосиф почти не видел братьев, ибо видеть их было бесполезно. Но, не удовлетворившись только тем, что увидел, Иосиф, будто не зная, спросил: это брат ваш меньший? Обычай и очарование любви состоят в том, что мы направляем на наших возлюбленных не только взгляд, но и слово. И Иосиф узнал своего возлюбленного брата, но потому он спросил, чтобы назвать по имени того, кого он имел в душе. Действительно, не дожидаясь ответа, он тотчас благословил его и взволновался результатом своего желания. И возмутились внутренности его (Быт. 43:30) - потому что откладывалась возможность обнять того, кого он желал. Наконец, вошел он во внутреннюю комнату и плакал, и умыл лицо свое, и скрепился. Острие великой любви быстро пронзает сердце, если расслаблены бразды желания. Иосиф побеждался чувством, но откладывал рассуждением, так что в нем боролись разум с любовью. И он плакал, чтобы угасить слезами пламя святой любви.

Таков нравственный смысл. А таинственный вот в чем. Господь Иисус увидел Павла (ибо очи Господни обращены на праведников (Пс. 33:16) ), и сказал: это брат ваш меньший? Пока называется меньшим тот, кто еще не достиг зрелого возраста почтенной веры, не вырос в мужа совершенного, как он сам сказал, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Действительно, он называется юношей только там, где сторожил одежды побивавших камнями Стефана (см. Деян. 7:58). И поэтому он хотел, чтобы Филимон подражал не юности его, а старости, как написал: лучше прошу, так как ты такой, как Павел старец (Филим. 1:9). Поэтому он проповедует не принимать юных вдовиц, не из-за их возраста, но из-за определенной распущенности в зреющих грехах и незрелости в добродетели (см. 1 Тим. 5:11). Впрочем, целомудрие больше достойно похвалы в юноше, чем в старце. Я полагаю, что недалеким от истины будет предположение, что, хотя Павел был поражен и устрашен тем, что на него напала слепота, он, однако, стал приближаться и говорить: Господи! что повелишь мне делать? (Деян. 9:6) Поэтому Христос называл его меньшим, чтобы тому, кто призывался к благодати, была отпущена вина, приобретенная в опасном возрасте. Итак, Христос увидел его тогда, когда его осиял свет (Деян. 9:3), и поскольку юноши удерживаются от порока скорее страхом, чем разумом, Он применил рожно и милостиво увещевал не идти против рожна (Деян. 9:5).

Об Иосифе.

Прп. Ефрем Сирин

И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой

См. Толкование на Быт. 43:26

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт. 43:26–31, 45:1–16). В сей паремии повествуется о вторичном в Египте свидании с Иосифом десяти братьев его и о первом свида­нии с ним Вениамина, младшего брата.

Воззрев же очима своима Иосиф, виде Вениамина брата своего единоматерня, и рече: сей ли есть брат ваш юнейший, егоже рекосте ко мне привести? И рече: Бог да помилует тя чадо

После распроса об отце взор Иосифа остановился на Вениамине, привезенном в Египет по его требованию. «Сей ли есть брат ваш юнейший?» – спросил Иосиф, и, не дожидаясь ответа вследствие начавшегося в нем душевно­го волнения, понятного при взгляде на единоматернего брата, – поспешил прибавить: «Бог да помилует тя чадо». Чадом назвал брата своего в знак отеческой нежности к нему и по молодости его. Вениамин, хотя имел уже в это время десятерых сыновей (Быт. 46:21), и было ему больше 30 лет (слич. Быт. 30:25; 31:41), но он значительно был моложе Иосифа (Быт. 35:18) и был малолетним в год удаления Иосифа в Египет.

Толкование на паремии из книги Бытия

Лопухин А.П.

Ст. 29-30 И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там

Переводя взор на Вениамина, Иосиф в глубоком волнении спрашивает братьев, это ли меньший брат их, и, не ожидая ответа, призывает Божие благословение на любимого брата, нежно называя его «сын мой» — не только по праву старшего (Иосиф был старше Вениамина почти на 15 лет), но и как лицо теперь начальствующее. Под напором сильных чувств и воспоминаний, Иосиф спешит оставить братьев, и лишь в уединении к нему возвращается самообладание.

В этой сцене свидания Иосифа с Вениамином, единоутробным своим братом, особенно привлекательно выступает благородство характера, нежность чувств родственных, вообще истинное человеческое достоинство Иосифа, не испорченное величием положения его в Египте. По своему нравственному облику, как, конечно, и по религиозным верованиям, оставшимся в Египте нетронутыми у Иосифа, он является истинным библейским патриархом, подобно трем своим ближайшим предкам. Волнение душевное, заставившее Иосифа оставить теперь братьев, не было одним движением естественного чувства, но и чувством нравственного удовлетворения и успокоения касательно благожелательности отношений братьев к Вениамину (эту благожелательность он, впрочем, еще раз затем испытывает): чувство облегчения после ожидаемой тяжкой опасности за любимое существо — одно из сильнейших.

Толковая Библия.