Толкования на Быт. 45:24

Свт. Амвросий Медиоланский

И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге

Как хорошо он учит, что следует остерегаться ссоры, ибо она может даже любящих друг друга братьев разлучить, и особенно следует избегать несогласия в дороге, где каждый товарищ по путешествию должен быть участником нерушимой дружбы. Что же иное говорит Господь наш Иисус, когда, собираясь покинуть это тело, Он отпускает учеников Своих, - если не то, чтобы они не ссорились в дороге, говоря: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27) Ведь где мир, там нет места для ссоры, там несогласие удаляется, убегает раздор. Итак, вот что Он говорит: мир Мой даю вам, то есть: не ссорьтесь на дороге. И обрати внимание, не говорит ли Он, что на этой дороге, то есть на протяжении всей этой жизни следует остерегаться гнева, так как гнев часто даже невинных приводит к преступлению, поскольку, пока мы больше, чем следует, гневаемся и хотим обуздать чужой грех, мы совершаем более тяжкие грехи. Поэтому апостол говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим. 12:19), то есть «будем уклоняться от гнева, чтобы он не поразил нас». Поэтому и Господь Иисус, посылая для благовествования учеников, отправил их без золота, без серебра, без имущества, без посоха (см. Мф. 10:9-10; Мк. 6:8; Лк. 9:3, 22:35) - для того, чтобы устранить соблазн для ссоры и повод для мести.

Об Иосифе.

Свт. Иоанн Златоуст

И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге

Посмотри, какая любомудрая душа. Не только сам оставил всякий гнев на них и освободил их от вины, но и им внушает не предаваться гневу в пути и не обвинять друг друга в том, что случилось. В самом деле, если недавно еще, представляясь Иосифу, они говорили между собою: «ей во гресех есмы Иосифа ради брата нашего, яко презрехом скорбение его», – и тогда Рувим говорил: «не рех ли вам, не преобидите детища, и не послушаете мене» (Быт.42:21), то тем более могло случиться что теперь он будет обвинять их. Поэтому, предотвращая их гнев и взаимную ссору, говорит: «не гневайтеся на пути»; но размышляя о том, что я ваших поступков со мною не поставил вам в вину, будьте и вы благорасположены друг к другу.

Можно ли довольно надивиться добродетели этого праведника, который с большим тщанием выполнял учение мудрости, открытой в Новом Завете. Что Христос заповедал апостолам: «любите враги ваша,… молитеся за творящих вам напасть» (Мф.5:44), то самое, и еще больше того, сделал Иосиф. Он не только показал столь великую любовь к тем, которые с своей стороны готовы были убить его, но еще всячески старается уверить их, что они нисколько не согрешили против него. Какая высокая мудрость! Какое крепкое благодушие! Какая великая любовь к Богу! Не вы, говорит он, мне это сделали, но попустил Промысл Божий, пекущийся о мне, чтобы и сновидения мои сбылись и для вас я мог послужить орудием спасения. Итак, скорби или искушения служат свидетельством великого промышления и попечения о нас человеколюбца Бога.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 64.

Свт. Филарет (Дроздов)

И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге

Не тревожьтесь на дороге. Изречение сие может иметь два значения:

Или не бойтесь. То есть теперь уже не опасайтесь подобного прежнему беспокойства, погони и обыска.

Или не раздражайтесь. То есть не впадите в новые несогласия при воспоминании прошедшего.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге

Иосиф, дав братьям своим одежды, колесницы и всякие египетские блага, послал их привезти отца во Египет. И рече им: не гневайтеся на пути. Сим Иосиф запрещал им упрекать друг друга и как бы говорить: «Ты присоветовал ввергнуть Иосифа в ров» - или: «Нет, ты настаивал продать Иосифа, в узах и нагого, Аравитянам». «Как я, - разумел Иосиф, - простил всех вас, так и вы все простите друг друга, чтобы от ссор и укоризн настоящая радость наша не обратилась бы для вас в скорбь».

Толкование на книгу Бытия.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге

Ссора бывает и между братьями, и между самыми близкими. А как избавиться от ссоры? Взаимной уступкой друг другу. Кроткие и смиренные наследуют землю. Кто ссорится, тот мучит и себя, и других, а снисходительный к другим всем дорог, с ним легко, и ему отрадно… В одном лишь не может быть у нас уступки – в вопросах веры. Как бы ни сердился наш ближний или родной, сделать послабление в вере мы не можем, ибо это значит изменить истине, перестать быть православным, то есть учеником Христовым. Кротость и здесь должна быть, но уступок – нет.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Лопухин А.П.

И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге

Отпуская братьев, Иосиф дает им совет не ссориться, не упрекать друг друга на пути. Евр. ragaz нередко имеет значение: бояться, трепетать (Исх. 15:14; Втор. 2:4, 25), почему некоторые толкователи слова Иосифа (ст. 24) передают: не бойтесь в пути (м. Филарет: «не тревожтесь в дороге»). Но по связи речи, по общему смыслу беседы Иосифа, клонившейся (ср. ст. 5–8) к успокоению и примирению братьев, следует в данном случае предпочесть, следуя LXX-ти (ὀργίζεσθε), Вульг. (irascamini), и др., другое значение того же глагола: ссориться, спорить, гневаться (так в русск. и слав.), бояться братья уже не могли, идя по одному и тому же пути в четвертый раз; но споры и пререкания о причине злоключений Иосифа, отца их и их самих легко могли возникнуть между ними: Иосиф и предостерегает их от всего подобного.

Толковая Библия.