Толкования на Быт. 46:4

Свт. Амвросий Медиоланский

Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои

Сам Бог наш побуждает его Своим собственным пророчеством, возвещает ему преуспеяние в вере, плод Своего дара, говоря: Иосиф положит руку на глаза твои. Святой патриарх нимало не беспокоился о том, кто закроет ему глаза, хотя при буквальном понимании здесь можно найти также оттенок нравственного чувства. В самом деле, раз уж мы желаем часто обнимать тех, кого любим, то насколько больше нас радуют самые последние прикосновения дорогих наших детей: покидая это тело, мы успокаиваемся, получив такой запас на дорогу. Однако нам следует понять таинственный смысл того, что позднее народ иудейский познает Бога. Ведь таинство в том и заключается, что истинный Иосиф кладет руку на его глаза, чтобы тот, кто раньше не видел, теперь прозрел. Обратись к Евангелию, почитай, каким образом был исцелен тот слепой, которому Иисус положил руку и убрал слепоту его (ср. Ин. 9:6-7). Ведь Христос кладет руку не на тех, кому предстоит умереть, но на тех, кому предстоит жить; или даже на тех, кому предстоит умереть, ибо сначала мы умираем, чтобы ожить, ведь мы не можем жить для Бога, если раньше не умрем для греха (ср. Рим. 6:1-11).

Об Иосифе.

Свт. Иоанн Златоуст

Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои

См. Толкование на Быт. 46:3

Свт. Филарет (Дроздов)

Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои

Я пойду с тобою в Египет. Привязав патриархов обетованием к земле Ханаанской, Бог является теперь и Сам как бы преимущественно в ней обитающим и, дабы при удалении от нее Иакова отвратить все недоумения о продолжении своего благоволения и помощи, поставляет Себя его сопутником.

Я и выведу тебя оттуда. То есть: «Возвращу твое потомство из Египта, так же Сам предводительствуя им».

Иосиф своею рукою закроет очи твои. Сим объясняются предыдущие слова откровения и показывается, что возвращение из Египта последует уже по кончине Иакова; между тем предлагаются ему два утешения: что возлюбленный сын усладит последние минуты жизни его и в благоденствии останется по его смерти.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои

См. Толкование на Быт. 46:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт. 46:1–7). В сей паремии повествуется о переселении Иакова в Египет.

И Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца. И Иосиф возложит руки своя на очи твои

См. Толкование на Быт. 46:2

Ориген

Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои

Воистину полагаю, что некая еще более обширная тайна скрывается в этом месте… Кто есть тот, кто сделался народом великим в Египте и кто в конце вновь выведен обратно? В той мере, в какой это относится к теперешнему Иакову, о котором предположительно эти слова говорятся, высказывание не кажется истинным. Ибо он в конце не выведен обратно из Египта, так как скончался в Египте (см. Быт. 49:33). С другой стороны, абсурдно утверждать, что Бог вывел Иакова обратно из Египта, поскольку тело последнего было вывезено (см. Исх. 13:19). Если бы такое можно было принять, то было бы неверно, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22:32). Следовательно, неверно относить эти слова на счет мертвого тела, а не живого и полного сил. Поэтому давайте рассмотрим, не дается ли здесь как образ Бога, Который сходит в этот мир и в народ великий, то есть в Церковь язычников, и по завершении всего возвращается ко Отцу, - так и образ первозданного земнородного человека (Прем. Соломона 7:1), который в борьбе сходит к работам мира сего в Египет (ср. Исх. 1:8-14), как только наслаждения изгнали его из рая; сойдя с пути, он обрек себя на сражение со змеем в соответствии со сказанным: ты будешь подстерегать его голову, а он будет подстерегать твою пяту, и еще когда сказано о жене: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее (ср. Быт. 3:15). Тем не менее Бог не покидает тех, которые обрекли себя на сражение, но всегда пребывает с ними. Он призревает Авеля, Он осуждает Каина (см. Быт. 4:4, 10-12). Когда Енох зовет Его, Он находится с ним (см. Быт. 5:22-24). Он велит Ною сделать ковчег из дерева гофер для спасения во время потопа (см. Быт. 6:14). Он выводит Авраама из дома отца его и от родства его (Быт. 12:1). Он благословляет Исаака и Иакова (см. Быт. 25:11; 32:27, 29). Он выводит сынов Израиля из Египта (см. Исх. 14). Он пишет Закон буквы (ср. 2 Кор. 3:6-8) через Моисея, через пророков восполняет недостающее. Вот что означает: Я сойду с тобою в Египет. Но применительно к высказыванию: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце, полагаю, что, как мы сказали выше, оно означает, что в конце времен Его Единородный Сын снизошел даже в преисподние места земли (ср. Еф. 4:9) для спасения мира и первозданного земнородного человека (Прем. Соломона 7:1) вывел обратно оттуда. Ибо что он сказал разбойнику? - Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Пойми, что это не к одному ему относилось, но и ко всем святым, ради которых Он спустился в преисподнюю. Следовательно, в Нем скорее и полнее, нежели в Иакове, исполнятся слова: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце.

Каждый из нас таким же порядком и таким же путем вступает в Египет и борется, и если он достоин того, Бог всегда будет подле него и произведет от него народ великий. Ибо народ великий есть количество добродетелей и сумма справедливости, в которой святые умножаются и возрастают. Сказанное исполняется в святом: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце. Ибо конец нужно рассматривать как совершенство вещей и полноту добродетелей. Поэтому и другой святой сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих (Пс. 101:25). И снова Писание свидетельствует о великом патриархе Аврааме: И скончался Авраам, насыщенный днями (Быт. 25:8). Эти слова: Я и выведу тебя оттуда обратно в конце, тождественны тому, как если бы было сказано: Подвигом добрым ты подвизался, течение совершил, веру сохранил (ср. 2 Тим. 4:7), - и Я выведу тебя обратно из мира сего для будущего благословения, для совершенства жизни вечной, к венцу правды, который даст Господь в день оный всем возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8; Иак. 1:12).

Давайте посмотрим, как следует понимать следующее высказывание: и Иосиф положит руку свою на глаза твои. Полагаю, что многие таинства по-настоящему скрытого смысла содержатся под покровом этого речения, прикоснуться и разобраться с которыми надлежит в другое время. В данный же момент пусть оно не покажется нам беспричинным высказыванием, поскольку и предшественниками нашими очевидно усматривалось, что в нем заключено определенное пророчество. Ибо из рода Иосифа был тот самый Иеровоам, который сделал двух золотых тельцов, дабы соблазнить народ на идолопоклонство (см. 3 Цар. 12:28), - он и ослепил и закрыл глаза Израиля, как если бы наложил на них руки, чтобы они не могли видеть нечестия, о котором сказано: Все это - за нечестие Иакова, за грех дома Израилева. От кого нечестие Иакова? Не от Самарии ли? (Мих. 1:5). Если же кто вдруг возразит, что сказанное Богом относительно грядущего благочестия не должно направляться ни на что предосудительное, то мы скажем, что истинный Иосиф, наш Господь и Спаситель, словно руку телесную наложил на глаза слепого и вернул ему зрение, которое тот потерял. И так же духовные руки Свои Он наложил на глаза Закона, которые через плотское понимание книжников и фарисеев были ослеплены, и вернул этим глазам зрение - чтобы тем, кому Господь раскрыл Писание, в Законе явилось духовное зрение и разумение (ср. Лк. 24:32).

Да возложит Господь Иисус Христос руку Свою и на глаза наши, чтобы и мы также могли начать смотреть не на видимое, а на невидимое (2 Кор. 4:18). Да откроет он нам такие глаза, которые будут видеть не настоящее, а грядущее. Да откроет в нас грани сердца, через которые Бог будет видим для нас в духе, через Самого Господа Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (Откр. 5:13).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои

См. Толкование на Быт. 46:1