Толкования на Быт. 47:27

Свт. Филарет (Дроздов)

И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились

Сим заключением писатель доводит сказание о переселении в Египет до своих времен, как бы так говоря: «Вот происшествия, чрез которые предки наши утвердили свое пребывание в Египте, где племя наше возросло в целый народ».

Толкование на Книгу Бытия.

Ориген

И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились

Гесем переводится как «близлежащее» или «рядом расположенное». Тем самым показывается, что, хотя Израиль живет в Египте, он не теряет близости к Богу, а пребывает рядом и в соединении с Ним, как Он и Сам говорит: Я сойду с тобою в Египет и Я буду с тобою (Быт. 46:4; ср. Быт. 26:3). И следовательно, если даже по видимости мы спустились в Египет, если, будучи заключены во плоти, претерпеваем битвы и борьбу мира сего, если живем среди служителей фараона, но при этом находимся рядом с Богом, живя в созерцании Его заповедей и старательно изучая Его постановления и законы (Втор. 12:1) (ибо вот что означает быть рядом с Богом: всегда мыслить о том, что угодно Богу, искать того, что угодно Богу (Фил. 2:21) ), - то Бог всегда будет с нами, через Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь (Гал. 1:5).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

Ст. 27-28 И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились. И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет

С поселением избранного племени в Египте положена была прочная основа для формирования его в целый народ, что был предметом обетований Божиих всем патриархам. Теперь патриархальный период, выполнив данное ему Богом назначение, оканчивался. Поэтому священнописатель сообщает сведения о предсмертных распоряжениях и действиях Иакова, предваряя действительную кончину его, как и последующее размножение его потомства в Египте (ср. Исх. 1:7).