Толкования на Быт. 49:7

Свт. Амвросий Медиоланский

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

И еще сказал Симеону и Левию: разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. Тем самым он показывает, что они должны получить искупление в собрании народов. Ведь после того, как пастырь поражен, стадо, которое было прежде собрано, рассеялось (ср. Зах. 13:7; Мф. 26:31), - чтобы Тот, Кого не было, вошел и таким образом весь Израиль спасся (ср. Рим. 11:26). И в большей степени мы должны верить этому в отношении колена Левия, поскольку, кажется, именно из этого колена Господь Иисус ведет Свой род по отношению к воспринятому Им телу. Из этого колена произошли священники Левий и Нафан, которых святой Лука перечислил среди предков Господа в книге Евангелия, которую он сам написал (см. Лк. 3:29-31). Ведь Священник Отца и Первый среди всех священников (как написано: Ты священник вовек (Пс. 109:4; Евр. 5:6; 7:17, 21), должен претендовать на наследие священнического происхождения. Поэтому и Моисей благословил это колено, говоря: дайте Левию жребий избрания и мужу святому истину его (Втор. 33:8).

О патриархах.

Свт. Иоанн Златоуст

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

Упомянув о делах Симеона и Левия, Иаков присовокупляет и проклятие и говорит: «проклята ярость их, яко упорна, и гнев их, яко ожесточися». Он разумеет здесь коварство, которое они употребили против сихемлян, обманув их и коварно напав на них: ярость их, говорит, дерзка, опрометчива, безрассудна. «И гнев их, яко ожесточися». Тогда как сихемляне думали показать им свое расположение, они выказали ожесточенную злобу, и поступили с ними, как с врагами. Сказав о сделанном ими преступлении, Иаков предвозвещает и наказание, которое ожидало их за это: «разделю их во Иакове и рассею их во Исраили». Они, говорит, будут повсюду рассеяны, дабы всем было известно, что они потерпели это в наказание за свой дерзкий поступок.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.

Свт. Кирилл Александрийский

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

См. Толкование на Быт. 49:5

Свт. Филарет (Дроздов)

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. Дабы вредному единомыслию двух братьев не стали подражать их потомки, Иаков присуждает сих к разделению, то есть к тому, чтобы колено Симеоново и Левиино не были сопредельны между собою; и к рассеянию, то есть к тому, чтобы и одно из сих колен не обитало в одном месте, но рассеяно было между другими коленами сынов Израилевых.

Суд сей совершился над коленом Симеона сперва тем, что оно, получив свое наследие посреди наследия сынов Иудиных (Нав. 19:1), отделено было чрез сие от всех прочих колен; и после тем, что сие колено, по недостатку пажитей в первом своем наследии, принуждено было посылать свои поселения в Гедор и в Сеир (1 Пар. 4:38-43); а над коленом Левия тем, что ему назначены для обитания города в каждом из двенадцати прочих колен.

Тертуллиан (Contra lud, с. 10. Contra Marcion L. Ill, с. 18.) и Амвросий (De benedict. Patriar, с. 3.), согласно с иудейским преданием (Targ. Hierosoi. Kimchi et al.), присовокупляют к сему, что как Левиино колено произвело священников, так Симеоново — книжников и законников, которые также имели необходимость рассеяться по прочим коленам.

Спрашивается, как согласить осуждение левитов от Иакова, который лишает их совокупного наследия, с их благословением от Бога, который Сам благоволил быть их частию и наследием? (Чис. 18:20). Ответ: Иаков не в конец осуждает Симеона и Левия, но только в отношении к старшинству, которое, отняв у Рувима, желает дать достойнейшему; в сравнении с Иудою, которому дает преимущество пред всеми.

Левиты рассеваются в наказание их родоначальника и для предупреждения вредных между ними союзов; но и благословляются Богом за оказанную неоднократно ревность к вере (Исх. 32:26; Чис. 25:10-13).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

См. Толкование на Быт. 49:5

Блж. Иероним Стридонский

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

Ведь Левий не получил собственного наследия, но для жительства у него было несколько городов, разбросанных по всем коленам. А о Симеоне написано в Книге Иисуса Навина (19 гл.), что и он не получил собственного удела, но ему достался некоторый участок в Иудином колене. В Книге Паралипоменон (1 Пар. 4) написано более ясно, что, поскольку Симеон умножился и у него не было территории для захвата, он вышел в пустыню. Некоторые дают пророческое толкование, что убитые люди – это апостолы, а бык, у которого фарисеи подрезали сухожилия, – это Христос.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Руфин

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

Что касается исторического смысла, представляется, что это место осуждает поступок тех, которые обманом и хитростью убили мечом Сихема, сына Емморова, захотевшего после сожительства с их сестрой соединиться с семьей Израиля, и весь народ его умертвили, так что отец их Израиль сказал им: вы сделали меня ненавистным в этом мире (см. Быт. 34). Поэтому он проклинает их ярость и безрассудство и свидетельствует, что они будут рассеяны среди народа израильского. Дело в том, что от них произойдут левиты и священники, которые не будут иметь собственного надела земли.

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле

«Но проклинает (патриарх) не самих Симеона и Левия, а лукавые их страсти, гнев, ярость… Да и наказание их было только предречение» (блаженный Феодорит отв. на вопр. 112).

Разделение колен Симеона и Левия и рассеяние их между другими коленами было специфическим средством против преступного единомыслия их родоначальников. Пророчество на обоих коленах исполнилось с точностью, хотя неодинаковым образом, — во всем неблагоприятном значении только на колене Симеона. Оно быстро уменьшилось в числе за 40 лет странствования по пустыне, вскоре по выходе из Египта в нем было способных к войне 59 300 (Чис. 1:23), а в конце означенного периода — лишь 22 000 (Чис. 26:14). В Ханаане оно получило удел свой не самостоятельно, а в пределах Иудина колена (Нав. 19:1-9). Малозначительность его в общенародной жизни видна уже из того, что в благословении Моисея (Втор. 33) оно совсем не упоминается. По иудейскому преданию, наибольшее число бедняков было в колене Симеона (Berech. r. Р. 98, 485).

На колене Левиином первоначально также сбылось грозное слово патриарха: оно не получило собственного удела при разделе Ханаана, а лишь 48 городов — в уделах разных колен (Нав. 21:41). Но затем искреннее и ревностное служение Богу представителей этого колена, (см. напр., Исх. 32:26-29) сделало его избранным и священным коленом служителей Всевышнего при Его святилище (Чис. 18:20–24 и др.): тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения — учительства, богослужения и под. среди Израиля (Втор. 32:9–11).

В последнем смысле «колено Левиино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» (блаженный Феодорит). Возможно ли теперь, чтобы пророчество Иакова о Левии, столь неблагоприятное для него и его колена, могло произойти во времена Давида — Соломона, когда священное значение и высокое служение, а равно богоизбранность Левина колена были общепризнанны в Израиле? Появление в эти времена, вообще после Моисея, предполагаемой сатиры на колено Левиино и на другие было абсолютно немыслимо.

Толковая Библия.