Толкования на Быт. 49:11

Свт. Амвросий Медиоланский

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

Это Он привязывает к виноградной лозе осла своего и к ростку винограда сына ослицы своей - чтобы собрание народов, прежде распущенное и нерадивое, но теперь сделавшееся посвященным через Христа, имело пылкость Духа Святого. И к этой вечной виноградной лозе, то есть к Господу Иисусу, Который говорит: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь (Ин. 15:1), давайте и мы привяжемся некими узами нерушимой веры, словно к плодоносной ветви.

Таинство здесь заключается в том, что в Евангелии Он приказал отвязать сына ослицы, и Господь Иисус Сам сел на него (ср. Мф. 21:1-7) - чтобы тот, который привязался к Лозе, мог упокоиться вечной сладостью святых.

Сказано: моет в вине одежду свою. Прекрасная одежда - это плоть Христова, которая покрыла грехи всех, взяла на себя преступления всех, скрыла заблуждения всех: прекрасная одежда, одевшая всех одеянием радости (ср. Ис. 61:10). Он омыл эту одежду в вине, поскольку, когда Он крестился в Иордане, то сошел Дух Святой в виде голубя и опустился на Него. Этим обозначается, что полнота Духа Святого будет в Нем неделима и не отступит от Него (см. Ин. 1:32). Поэтому и евангелист говорит: исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана (Лк. 4:1). Итак, Иисус омыл одежду свою: но не для того, чтобы отмыть Свою одежду, которая не была грязной, но чтобы отмыть нашу, которая была таковой. Наконец, Иаков добавил: и в крови гроздей одеяние свое, то есть в страданиях Своего тела Он омыл народы Своей кровью. В самом деле, одеяние Слова - это народы, как написано: Живу Я! говорит Господь, - всеми ими Я облекусь, как одеждой (ср. Ис. 49:18), и в другом месте: как одежду, Ты переменишь их, и изменятся (Пс. 101:27). Итак, Он очистил собственной кровью не Свои грехи, которых не было, а наши злодеяния, которые мы совершили. И хорошо сказал Иаков: гроздей, так как, подобно грозди, висел Он на древе. Он Сам - и лоза, и гроздь: лоза, висящая на древе, и гроздь, ибо бок, проткнутый копьем воина, источил воду и кровь. Так ведь сказал Иоанн: истекла кровь и вода (Ин. 19:34) из Него: вода для омовения, кровь в качестве цены. Вода нас омыла, кровь нас искупила.

О патриархах.

Свт. Иоанн Златоуст

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

«Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего»; под образом ослята опять предвозвещает приведение язычников. Так как осел считался нечистым животным, то Иаков и говорит, что эти нечистые языческие народы Он приведет с такою же легкостию, как если бы кто-нибудь привязал осленка к виноградной ветви, – выражая этим и величие власти и великое послушание народов. То знак большой кротости осла, что он не противится, когда его привязывают к виноградной ветви. А виноградной лозе (Христос сам) уподоблял Свое учение: «Аз есмь, – говорит Он, – лоза истинная, и Отец мой делатель есть» (Ин.15:1). Виноградными же ветвями назвал кротость заповедей (Христовых) и легкость закона, и тем предвозвещал, что язычники будут удобопреклоннее к вере, нежели те (иудеи). «Исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое».

Смотри, как здесь Он назнаменовал все таинство. Посвященные в таинства знают, что значат эти слова: «исперет вином одежду свою». Под одеждою, я думаю, разумеется тело, которое для совершения спасения удостоил носить (Христос). Потом, чтобы в точности показать, что он назвал «вином», Иаков присовокупляет: «и в крови гроздия одеяние свое». Смотри, как он наименованием крови означил заклание, и крест, и все строение таин.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.

Свт. Климент Александрийский

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

Сказано, что Он привязал к виноградной лозе осленка, то есть простой и неразумный народ привязал к Слову, Которое иносказательно обозначается через виноградную лозу. Действительно, виноградная лоза дает вино, так же, как и Слово - кровь; и то, и другое - питие для людей во спасение: вино - для тела, а кровь - для духа.

Педагог.

Свт. Кирилл Александрийский

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

См. Толкование на Быт. 49:8

Свт. Григорий Палама

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

См. Толкование на Мф. 21:9

Свт. Филарет (Дроздов)

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

Он привязывает к виноградной лозе и проч. Изобразив будущую судьбу Иуды в продолжении времен, или исторически, Иаков, наконец, вписывает оную в отношении к его местопребыванию, или географически, и предвещает ему обитание на земле, столь обильной виноградом и млеком, что к виноградной лозе и даже к лозе превосходного винограда (שרק значит виноград, имеющий ягоды без костей) он будет привязывать ослов, не жалея повредить лозу или плод; что во время собирания винограда одежда его будет казаться омытою текущим из зрелых ягод соком.

…Указав после сего время пришествия Иисуса Христа под именем Шилог (Быт. 49:10), Иаков продолжает свое предсказание о Иуде так, что в нем продолжают раскрываться и черты образа Иисусова.

«Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе превосходного винограда сына ослицы своей». Я вижу ослицу и жребя привязанные (Мф. 21:2) и уготованные для вшествия Мессии в царственный град его, вижу сии два работные животные, как живые образования двоякого рода рабов, долженствующих преклониться и послужить сему царю, из коих один — усмиренный, искушенный и состарившийся под игом (Деян. 15:10) закона; другой— не познавший ига Господня, не укрощенный, преданный путям сердца своего. Сей пастырь и вертоградарь привяжет оба сии рода к своей живой и живоносной лозе (Ин. 15:1) вертограда, им насажденного (Пс. 79:9; Ис. 5:1), и не пощадит для них плода его.

«Омываешь вином одежду свою, и кровию гроздов одеяние свое». Как собиратель винограда орошает и как бы измывает гроздным соком одежду свою, так он оросит вином истинной лозы своей, омыет кровию своего Божественного человечества и свою одежду — Тело Ипостаси Своей и Свое одеяние — тело Церкви своей (см. Откр. 7:14).

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

После этого он добавляет: моет в вине одежду свою. Здесь пророк таинственно указал на Его Крещение, когда Он, выйдя из Иордана и очистив воды, принял благодать и дар Святого Духа (см. Мф. 3:13-17). Одеждой он назвал плоть Христову, а вином - Отчий Дух, сошедший на Него в Иордане. И в крови гроздей одеяние свое. Одеяние Слова здесь означает языческие народы, которые были причислены к Нему, как одеяние, как Он говорит через пророка: Жив Я, говорит Господь, если не одену их всех, как одежду (ср. Иc. 49:18). И поскольку Он был повешен на древо креста, как гроздь винограда, и после того, как было пронзено Его ребро, источил кровь и воду (ср. Ин. 19:34) - первую для искупления, а вторую для омовения, - то пророк справедливо сказал: моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое.

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 11-12 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего. Лозой называет синагогу, как называет ее и Давид (Пс. 79:9-16). Сказано: Привязуяй к лозе жребя свое, потому что царство Его привязано было к синагоге и ей было передаваемо. То же сказано и ранее: не отнимется скипетр от Иуды, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство. А когда пришел Господь наш, тогда привязал Он жребя Свое к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, как исполнил на Себе все пророчества, так самым делом исполнить то, что передано было Иудеям в образах, то есть когда Господь входил в храм в Иерусалиме, то вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Свое, или в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим: обрящета жребя привязано… отрешша е, приведита: И аще кто вама речет: что творита сие; рцыта, яко Господь требует е (Мк. 11:2-3). Исперет вином одежду свою, то есть кровью Своей омоет тело Свое, и кровию гроздия одеяние Свое, то есть кровью Своей омоет плоть, которая была покровом Божества Его. Радостотворны очи Его паче вина, потому что истина помышления Его светлее чистого вина. И белы зубы Его паче млека, потому что прекрасно и чисто учение уст его.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

В еврейском тексте это выглядит так: «Привязывающий к виноградному кусту своего ослёнка и к sorec (שֹּׂרֵקָ֖), сын мой, свою ослицу». Потому что, как легко догадаться, он привязал сына ослицы, на которого воссел Иисус (под сыном ослицы надо понимать языческий народ), к виноградному кусту апостолов, которые были из иудеев. «И к sorec», то есть к лучшему виноградному кусту, он привязал ослицу, на которую воссел Христос, то есть Церковь, собранную из языческих народов. А тем, что он говорит «сын мой», он делает ἀποστροϕή («личное обращение» – Прим. перев.), к самому Иуде, потому что всё это осуществит не кто иной, как Христос. Но также и то следует знать, что там, где мы читаем: «Привязывающий к виноградному кусту своего ослёнка», вместо «ослёнка» в еврейском тексте может быть прочитано «свой город». В соответствии с тем же смыслом здесь другими словами изображена Церковь, о которой написано в ином месте: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14), а также: «Сильное течение реки веселит город Божий» (Пс. 45:5).

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт. 49:1–2, 8–12). В сей паремии содержится предречение патриарха Иа­кова о судьбе потомства сына его Иуды.

Ст. 11-12 Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего. Исперет [омоет] вином одежду свою и кровию гроздия одеяние свое. Радостворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека

Сими словами обещается Иуде, в лице его потомства, внешнее благосостояние в земле обетованной. Именно ко­лену Иудову, при разделе Ханаанской земли, достанется удел столь обильный виноградом, что к виноградным лозам и веткам «винничию» будут привязывать домашний скот, не жалея, что привязанное к ним животное может их поломать и попортить, – и что во время собирания виноградных гроздьев одежда собирающих, обрызганная красным соком их, будет казаться омытою в крови. Действительно, в уделе колена Иудова были местности, дававшие лучшее вино­градное вино во всей земле Израильской, например, пус­тыня Энгедди, Хеврон, Вифлеем и долина Эскол. Согляда­таи, посланные Моисеем для осмотра Ханаанской земли, срезали в этой долине кисть винограда, которую по причи­не ее тяжести можно было нести на носилках двоим (Числ. 13:25). – «Радостотворны очи его паче вина и белы зубы его паче млека». Если жители удела колена Иудова будут смотреть весело, веселее чем вкусившие вина, веселящего сердце человека, если из раскрытых улыбкой радости и веселия уст будут видны зубы, белейшие молока – это будет служить признаком их здоровья и красоты.

На праздник Ваий положено читать рассмотренную паремию потому, что содержание ее имеет близкое отно­шение к тому событию, которое составляет предмет этого праздника. а) В паремии Иуда изображается приемлющим покло­нение и похвалу от братьев, могучим и страшным врагам, как лев. Подобно сему и Господь Иисус Христос, вступаю­щий в Иерусалим на осляти в сопровождении учеников и ликующего народа, является приемлющим от братьев Своих по плоти поклонение и хвалебные восклицания, как Царь и как Победитель смерти и врагов Своей Церкви. Это поистине тот победоносный «лев от колена Иудова», о кото­ром говорится в Апокалипсисе (Откр. 5:5-6). Мессия, имеющий произойти из колена Иудова, в пророчестве Иакова называется «Чаянием языков» Согласно сему пророчеству, Господь Иисус для вступления в Иеру­салим воссел на молодое осля, еще не носившее ярма, и тем образовавшее язычников, не знавших ига закона, ходив­ших по воле сердец своих и долго ждавших Спасителя. «Седение на осляти царя Христа предызображало, – по учению Церкви, – претворяемую из неверия в веру неук­ротимость язычников» (см. стихиры в праздник Ваий, на «Господи воззвах»). Подобное прообразовательное значение должно приписать упоминаемому в пророчестве Иакова привязанию осляти к виноградной лозе. Хозяин, привязующий осля к лозе, не есть ли образ Господа Иисуса, приво­дящего язычников к Своему духовному винограднику, т. е. к Церкви, и привязующего их к Себе, как к животворной лозе (Ин. 15:1)?

Толкование на паремии из книги Бытия

Руфин

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

Это в собственном смысле и исключительно говорится о Христе, ведь и Сам Он, привязав к лозе Своего осленка, сказал: Я есмь истинная виноградная лоза (Ин. 15:1)… Его осленок - это народ, вышедший из язычников, на который никогда еще не было возложено бремя Закона и на которого еще никто не садился, кроме Него, первого. А сын ослицы своей - это те из прежнего народа иудейского, называемого здесь ослицей, которые были избраны для спасения и о которых пророк говорит: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется (ср. Иc. 10:22). Итак, отвергнута ослица, которая предпочла переносить бремя Закона в неверии, избирается же осленок, рожденный от нее, то есть принимается новый народ, вышедший из ветхого по вере, и приобщается к народу, вышедшему из язычников. А о Христе говорится, что Он есть виноградная лоза, потому что Он воспринял человеческую природу, к которой Бог Слово привязывает осленка Своего. То есть Он собирает Свой народ и приобщает его к той жизни, какую Он вел во плоти, чтобы по образу Его осленка, привязанного к Его плоти, этот народ становился вместе с Ним сыном Божиим и сонаследником Христу (ср. Рим. 8:17; Еф. 3:6).

Под осленком мы понимаем здесь сам ум по причине обновления жизни. Этот ум Господь в некоем другом месте называет ребенком, когда говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3).

Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17), и он привязывает к виноградной лозе осленка своего, говоря: А мне благо приближаться к Богу (Пс. 72:28). И к ростку винограда сына ослицы своей. Этот виноградный росток, или, как мы объяснили выше, вьюнок, можно понимать в смысле утонченного и витиеватого знания, к которому привязан сын ослицы, то есть ум души, оберегающий саму душу от падения.

Что касается исторического толкования, здесь, по-видимому, обозначается земля [Израиля], плодородная виноградом (см. Втор. 8:7-8; Нав. 24:13), а в гиперболическом плане - изобилие вина. Но мистическое толкование придает этим словам более возвышенный смысл. Ведь мы справедливо понимаем одежду Христа, омытую в вине, как Его Церковь, не имеющую пятна или порока (Еф. 5:26-27), которую Он Сам для Себя очистил Своей кровью. Ибо не серебром или золотом, как сказал апостол, искуплены вы, но драгоценною Кровию Единородного Сына Божия (ср. 1 Пет. 1:18-19). И потому вином Своей крови, то есть банею возрождения (Тит. 3:5), Христос омывает Церковь. И мы через крещение погребаемся с Ним в Его смерти и крови, то есть крещаемся в Его смерть (Рим. 6:3). Однако рассмотрим, каким образом Он омывает одеяние Свое в крови гроздей. Одеяние представляется чем-то более близким или более сокровенным телесным покровом, чем одежда. Следовательно, те, которые были прежде омыты банею и облечены Его одеждою (ср. Гал. 3:27), после этого могут приступать к таинству [Евхаристии] из крови гроздей, как к тайне более глубинной и сокровенной, и они называются причастными Его одеянию. И также душа омывается в крови гроздей, когда она начинает усваивать смысл этого таинства. Ведь душа, ощущающая и познающая силой крови Слова Божия, становится чем восприимчивее, тем чище; и она омывается изо дня в день для совершенствования знания и, соединяясь с Господом, становится не только одеянием Его, но также одним Духом с Ним (1 Кор. 6:17).

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое

См. Толкование на Быт. 49:8