Толкования на Быт. 49:12

Свт. Иоанн Златоуст

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. «И белы зубы его паче млека»; показывает праведность и славу Судии. Под образом зубов и молока не что другое хотел обозначить, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.

Свт. Амвросий Медиоланский

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

Подразумевая пророков и апостолов, пророк говорит: радостны очи его от вина, и зубы его белее молока. Действительно, первые, подобно очам Христа, предвидели и возвещали Его пришествие, как Он сам о них говорит: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой (Ин. 8:56), и один из пророков говорит: видел я Господа Саваофа (ср. Ис. 6:1) - видевшие Его исполнились духовной радости. А вторые, то есть апостолы, которых Господь очистил от всякой скверны грехов, стали белее молока, и их потом не очернила никакая грязь. Ведь молоко - временно, благодать же апостолов сохраняется вечно, и они доставляют нам это духовное и небесное пропитание, кормя чрево нашего внутреннего ума. Есть также и те, кто считает ослепительно белыми заповеди Господа, которые произошли из Божественных уст и стали для нас как бы молоком, питаясь которым, мы приходим потом к вкушению небесного хлеба (ср. Ин. 6:51). Поэтому и Павел говорит: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах (1 Кор. 3:2). Коринфянину в начале веры предлагается попить молока, тогда как святые, вера которых возвещается во всем мире, питаются более твердой пищей, поскольку они уже отняты от груди.

О патриархах.

Свт. Кирилл Александрийский

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

См. Толкование на Быт. 49:8

Свт. Климент Александрийский

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

Так многими различными именами иносказательно обозначается Слово: еда, плоть, пища, хлеб, кровь и молоко. Все это есть Господь - для того, чтобы это вкушали мы, уверовавшие в Него. И пусть никто не считает странным наше утверждение, что молоко иносказательно обозначает кровь Господню. В самом деле, разве она (кровь) не обозначается также вином? Ведь сказано: моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое. Это означает, что Господь будет украшать тело Слова Своей кровью, точно так же, как, несомненно, Он будет вскармливать Своим Духом алчущих Слова.

Педагог.

Свт. Филарет (Дроздов)

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

Изобразив будущую судьбу Иуды в продолжении времен, или исторически, Иаков, наконец, вписывает оную в отношении к его местопребыванию, или географически, и предвещает ему, что очи его будут сиять от вина, веселящего сердце, и уста будут исполнены млека, подобно как у младенцев, у которых оно по вкушении еще белеет в устах.

…«Очи его червленеют от вина, и зубы его белеют от млека». Во дни благодати и спасения очи его будут сиять вином духовной радости, уста — изливать млеко, питающее младенцев его, в день гнева и суда он восстанет яко от сна, яко силен и шумен от вина (Пс. 77:65). И очи его, яко пламень огня (Откр. 1:14).

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

Затем, указывая на Его пророков и апостолов, пророк говорит: радостны очи его от вина, и зубы его белее молока. Итак, очами Христа стали пророки, радовавшиеся о силе Духа и предвозвещавшие страдания, которые предстояло Ему перетерпеть и которые послужили также и последующим поколениям, чтобы, уверовав, всякий человек мог быть спасен. А слова Иакова: и зубы его белее молока, - указали на апостолов, освященных Его словом и ставших подобными молоку, которые дали нам духовную и небесную пищу. Или же пророк говорит здесь еще и о заповедях Господа, происшедших из святых Его уст и ставших для нас молоком, чтобы, будучи вскормлены ими, мы смогли причаститься небесного хлеба (ср. Ин. 6:51).

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

См. Толкование на Быт. 49:11

Руфин

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

Очи Христа будут очами, дарующими свет знания всему телу, как написано в Евангелии: Светильник для тела есть око (Мф. 6:22). И эти очи благодатны, ведь слово знания приправлено солью (Кол. 4:6), чтобы доставить благодать слушающим. Следовательно, человек именуется благодатным не потому лишь, что он несет слово знания, имеющее в себе благодать, но и из-за того, что он доставляет благодать слушающим. Ведь сказано: услышав это, мудрый станет мудрее (Притч. 1:5). Так и благодатны очи его от вина, поскольку в слове знания нет ничего водянистого, жидкого и холодного. Оно подобно вину, которое веселит сердце человека (Пс. 103:15) и которое изливается на раны того, кто попался разбойникам (ср. Лк. 10:30, 34). Потому раны слушающих, то есть грешников, не только умягчаются благодаря нежности елея, но также очищаются терпкостью вина (ср. Пс. 50:9).

Уже не раз мы говорили о порядке и значении членов тела Христова, и кажется неуместным вновь повторять то же самое в этом месте. Так, зубы его, которые белее молока, суть те, которые своими зубами могут жевать и мелко перемалывать твердую и крепкую пищу Слова Божия. О них же апостол говорит в Послании к Евреям: твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14). О несовершенных же коринфянах он говорит: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах (1 Кор. 3:2). Итак, зубы его белее тех, кто питается молоком: то есть те, кто может есть и усваивать совершенную пищу, превосходят тех, кто все еще нуждается в молоке, будто дети. Наконец, и в Законе те животные, которые жуют жвачку и принятую ими пищу вновь возвращают к своим зубам, и, уже измельченную, передают для питания своего тела, указываются в виде чистых (ср. Лев. 11:3). Так же и здесь самым надлежащим образом говорится, что белее зубы его. Ведь все совершенные, все изъясняющие пищу Писания при помощи подобающих и компетентных толкований и предоставляющие ясный и простой смысл, именуемый духовным, телу Церкви, должны быть белыми, чистыми и свободными от всякого порока, чтобы о них нельзя было сказать: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2:21).

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока

См. Толкование на Быт. 49:8