Толкования на Быт. 49:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани

О Иссахаре

Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани (Быт. 49:14-15). Иссахар значит «награда» (ср.: Быт. 30:16-17). Судя по этому значению, он может быть некоторым предызображением и ясным образом тех, которые находятся в положении как бы отделенных Богом и Отцом Христу за вознаграждение. Ибо проси у Меня, говорит Давид, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли (Пс. 2:8). Он же поет и в другом месте, едва не указывая, думаю, на отданных Еммануилу: Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева (Пс. 126:3). Даны, как бы так говорит он, Еммануилу, в виде некоего награждения уверовавшие из племени Израиля и из иного множества, разумею язычников. Наименовав же Иисуса Господом он сказал, что сей Иисус соделался и плодом чрева, по причине уподобления нам. Ибо Он рожден от жены и явился плодом девической утробы. Итак, Христос приобрел верующих. И о них-то Он говорит Небесному Отцу и Богу: которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне (Ин. 17:6) Они-то и возжелали доброе, то есть все, что может быть называемо и поистине есть избранное и наиболее любезное Богу. Это они считают за важное и стараются совершать, чтобы от чистого сердца, возглашая, говорить: Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого (Пс. 18:10-11). К тому же доброе дело желать быть в подчинении у Самого Христа, о чем говорит и невеста в Песни Песней: В тени ее люблю я сидеть (2:3). Достигший такого расположения народ с точностью усматривает назначенные от Бога пределы (жребии) наследия, то есть обетованные благочестивым блага, составляющие предмет надежды их. Об этом и божественный Давид сказал: В Твоей руке дни мои (Пс. 30:16). Он как бы успокоится на них, и во всяком случае и непременно почиет, потому что достигнет предмета ожидания своего. Таким образом, восхвалив свой совет и суд и не малого удивления удостоив успокоение на сем, то есть вечную честь, жизнь в совершенном освящении, нескончаемую славу, непрестающее царство и то, что превыше ума и языка, он будет, наконец, терпелив. Ибо увидев, что земля тучна, он подложит рамы, как сказано (Быт. 49:15), и возлюбит труд. Пример взят от привыкших обрабатывать землю, которые весьма любят труд и привязаны к заступу, и усердно трудятся над сохою, если только получили тучную землю, представляя себе, как я думаю, обильные плоды и то, что будет от нее. К этому побуждает нас некоторым образом и премудрый Осия, говоря: Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду (Ос. 10:12). И блаженный Павел молился о нас, говоря: Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:10 и 8).

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.

Свт. Филарет (Дроздов)

Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод

Иссахар осел крепкий и проч. Осел, говорит Филон (De sacrif. Ablis et Cainis), есть символ труда.

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод

Иссахар иносказательно изображает Спасителя, Который единственный с самого детства добра возжелал. Как и Исайя говорит: прежде, нежели этот младенец узнает, как называть отца или матерь, он отвергнет худое, чтобы избирать доброе (Ис. 7:16).

Он отдыхает посреди удела пророков - чтобы исполнить сказанное ими. В самом деле, и на горе Фаворской явились Моисей и Илия, беседующие с Ним, справа и слева от Него, чтобы Спаситель оказался отдыхающим посреди них (см. Мф. 17:3).

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод

Иссахар, муж крепкий, почивая посреде стезей, изображает Того, Кто преступающего правду, но приносящего покаяние, уловляет в жизнь. И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна, то есть видит, что Церковь Его добра и обитель Его свята, и подклоняет выю Свою под крест, и соделывается Искупителем от грехов.

Ст. 14-15 Иссахар, муж крепкий, почивая посреде пределов. Это - Гедеон, который через послов призывает всех на поражение Мадианитян, с тремястами мужей укрепляется и нападает на многочисленный стан неприятельский, в котором были тысячи и тьмы. И видев покой, то есть место наследия его, яко добре, и землю, яко тучна, потому что текла медом и млеком. И хотя наследие его было не лучше наследия других колен, но Иссахар превзошел других благодарностью. Подложи рамы свои в рабство - не язычникам, но Богу; и бысть раб для приношения дани, то есть для приношения Левииным сынам десятины из стад и земных произведений.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Нил Синайский

Ст. 14-15 Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани

Желающему доброго не помыслом только и словом, но самым делом надлежит всю жизнь прилагать о сем труде, чтобы, возделав плоды многообразной добродетели, достигнуть таким образом небесного упокоения и царствия. Смотри, как о сем говорит патриарх Иаков: «Иссахар доброе возжела, почивая посреде пределов: и видев землю, яко тучна, подложи рамы своя на труде, и бысть муж земледелец» (Быт. 49:14-15). И Пророк Иеремия говорит: «дай сердце твое на рамена твои» (Иер. 31:21), – то есть, став деятельным, благие изволения приведи в дело.

Письма на разные темы. Диакону Фессалию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14-15 Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани

В еврейском тексте написано так: «Иссахар – осел костлявый, лежащий между границами. И видит он покой, что он хорош, и землю, что она приятна: и преклонил плечо своё для ношения бремени и стал работать в уплату дани». Поскольку выше он сказал о Завулоне, который овладеет берегами Великого Моря и даже достигнет Сидона и других финикийских городов, то теперь возвращается к территории, расположенной внутри страны, и, давая своё благословение, делает наследником Иссахара, потому что он станет владельцем прекраснейшей области Галилеи, рядом с Неффалимом. А костлявым ослом, приспособившим свои плечи для ношения бремени, он назван потому, что больше всего был занят трудом по обработке земли и перевозке грузов (плодов, произведённых в его владениях) к морю, в том числе для доставки дани царям. По мнению евреев, здесь посредством метафоры указывается на то, что Иссахар, размышляя над святыми Писаниями днём и ночью, вкладывал в этот труд всё своё усердие, и поэтому все колена Израилевы должны были служить ему и, словно учителю, приносить дары.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Руфин

Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод

В предшествующих рассуждениях мы различили, что вожделение человека может изображаться Рувимом, гнев - Симеоном, а неверно направленная мудрость - Левием. Но мы также показали, что человек раскаивается в грехах в образе Иуды, а в значительной степени обращается - в образе Завулона. В Иссахаре же, что означает «вознаграждение», мы видим, что человек уже ожидает себе награды за хорошую работу. Потому что он не только отбросил зло, но и добра возжелал, и даже отдыхает посреди уделов. Посреди находится тот, кто, согласно увещеванию Премудрости, не уклоняется ни направо, ни налево (Притч. 4:27; ср. Втор. 5:32), что означает держаться прямой линии и идти путем добродетели. Здесь уделы могут быть истолкованы следующим образом: уделом называется то, благодаря чему кому-либо уделяется часть наследства. И это происходит отнюдь не случайно, как полагают язычники, но Божиим решением и распределением. Поэтому в нравственном смысле уделы нам следует понимать как Божии заповеди, через которые приобретается небесное наследство. Следовательно, человек, уже обратившийся, также уповает на вознаграждение за свои труды, и он всегда отдыхает посреди уделов, то есть посреди заповедей Божиих, видя, что покой хорош, и что земля тучна (Быт. 49:15).

После того, как он прекратил и завершил борьбу, которая велась внутри его мыслей, - ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти (Гал. 5:17), - дух его почил в Боге. И тогда увидел он, что покой хорош, так что Иисус мог бы теперь сказать ему: пойдите и отдохните немного (Мк. 6:31).

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод

См. Толкование на Быт. 49:13