Толкования на Иер. 2:6

Блж. Иероним Стридонский

и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек

И не сказали, где Господь, который дал нам выйти из земли Египетской, который провел нас чрез пустыню, через землю необитаемую и непроходимую, чрез землю жажды и образ смерти, чрез землю, в которой не проходил муж и не обитал человек. Вместо человек, LXX перевели сын человеческий и вместо: образ смерти, из Феодотиона привнесено: тень смерти. В этом месте, исторический смысл которого ясен, в таинственном значении следует усматривать то, что пока мы находимся в веке сем и выводимся из Египта, мы восходим мало по малу и сначала проходим пустыни и землю необитаемую, в которой святой жить не должен, и непроходимую, чтобы видеть трудность пути. Через землю жажды, где постоянно мы желаем большого и не удовлетворяемся настоящим; и образ или тень смерти, ибо всегда находимся в опасности, и везде дьявол расставляет сети свои; чрез землю, в которой не проходил муж, – муж совершенного во Христе возраста. Ибо все воскреснем в мужа совершенного, в меру возраста исполнения Христова. И никогда не обитает в ней тот, кто есть человек Божий, или сын человека Божия, но всегда поспешает к большему. Из этого видно, что на пути совершенства нет, но оно в конце пути и в обители постоянной уготовляемой на небе святым, которым говорится: стоящии в храме Господни во дворех дому Бога нашего (Пс. 133:1). Итак напрасно новая из древней ересь 1) предполагает, что совершенная победа здесь, где борьба и подвиг и где исход будущего неизвестен.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек

Израильтяне не искали Иеговы, поселившись в земле обетованной, не показывали по отношению к Нему ни любви, ни благодарности и забыли, что только благодаря Ему Одному они прошли благополучно по страшной аравийской пустыне, отделявшей Египет от Палестины. — Земля пустая и необитаемая — с евр. точнее: страна, полная степей и ям. Аравийская пустыня изредка только имеет оазисы с деревцами, источниками. В общем же она представляет собою сухую и знойную степь, в которой притом много провалов и рытвин, делающих путешествие по ней крайне трудным, — Земля смертной тени. Так названа пустыня, конечно, метафорически. Пророк этим указывает, что путник, очутившийся в пустыне, впадал в ужас, какой обыкновенно человек чувствует пред лицом надвигающейся смерти. — Никто не ходил — выражение гиперболическое, указывающее на трудность путешествия по этой пустыне.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 2:4

1) Разумеется ересь Пелагиан, которую бл. Иероним ставит в генетическую связь с учением Стоиков, Оригена и Иовиниана