Толкования на Иер. 2:31

Свт. Иоанн Златоуст

О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»

Смысл этих слов следующий: был ли. Я бесплодным для вас? Не сообщал ли Я вам бесчисленные блага? Не изменял ли саму природу? Не заставлял ли сти­хии служить вам? Не даровал ли вам жизнь, свободную от трудов человеческих? Поэтому Он и говорит: «был ли Я пустынею для Израиля?» Т.е. не сообщил ли Я вам бесчислен­ные блага; освобождение из Египта, избавление от варваров, явление чудес, жизнь в пустыне, наследие Палестины, поко­рение язычников, постоянные трофеи, непрерывные победы, чуд­ные знамения, непрерывные чудеса, плодородие земли, умножение вашего рода, славу по всей вселенной, и многие другие? Видишь ли благодеяния Божии? Поэтому Он и присовокупляет: «был ли Я страною мрака?». Т.е. не пользовались ли вы от Меня бесчис­ленными плодами? Не благословлял ли Я вход ваш и исход ваш, стада ваши и паствы ваши, хлеб ваш и воду вашу? Не оградил ли Я вас безопасностью? Не сделал ли вас не­приступными, страшными и непобедимыми? Не текло ли к вам все, как из источников, с земли и с неба? Владыка тем особенно и являет Себя, что промышляет о подданных, пе­чется и заботится о них.

Беседы на псалмы. На псалом 113.

Прав. Иоанн Кронштадтский

О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»

Какой язык любви! Как не сознаешься, что человеку совершенно нечего сказать против этого слова любви, но, потупив глаза, воздыхать о своих грехах и просить в них прощения. Почему мы не хотим работать Господу, обращаться к Нему? Разве Он для нас – пустыня неплодная, земля бесплодная? О! Да прильнет язык к гортани, если он в состоянии будет выговорить это. Милости Господней полна земля (Пс. 32, 5), и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144, 9). Наше нечестие, наша тьма греховная удаляют нас от Господа.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе

Видите слово Господне: неужели стал Я пустынею для Израиля, или землею позднею? Зачем же сказал народ Мой: «мы отступили, не пойдет более к Тебе»? LXX: внемлите слову Господню: вот что говорит Господь: неужели стал Я пустынею для Израиля, или землею полною терний, что народ Мой говорит: «не будем служить, и не пойдем к Тебе». И Моисей видел глас Божий (Исх. гл. 33), и Апостол Иоанн говорит, что он видел и осязал Слово Божие (1 Ин. гл. 1). Удивляется, каким образом Израиль стал считать Бога как бы пустынею, последовавши за идолами, как бы за славою городов. Земля поздняя та, которая не принимает ни дождей учения, ни наставления Евангельского и полна терний, так как не была возделана. Итак народ, некогда Божий, тем более преступен, что отступил от Господа и не хочет более возвратиться к Господу своему. Великое оскорбление – не хотеть умилостивить Того, Кого оскорбил.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе

Пророк приглашает Израиля внять обличению Господню. Господь удивляется, почему Израиль недоволен Им, своим всегдашним благодетелем и защитником? — O, род, т. е. о, люди! Может быть, пророк имел в виду здесь этим обозначением Израиля (hador) унизить его, показать, что он не заслуживает уже названия народа избранного (hааm). — Пустыня — место полное всяких опасностей — см. объяснение 6-го стиха. — Страна мрака — где ничего не видно — см. там же. Пророк хочет этим указать на то, что Бог всегда заботился о Своем народе и все что нужно разъяснял ему через первосвященников и пророков.

См. также Толкование на Иер. 2:29