Толкования на Иер. 4:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 1-2 Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. И будешь клясться: «жив Господь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться

Как часто Господь взывает к нам, к нашей совести и к нашему сердцу об обращении нашем к Нему: Если хочешь обратиться… ко Мне обратись. Но к Кому же, как не к Тебе, и обращаться от беззакония нашего, Господи и Судия наш! Только у Тебя очищение есть (Пс. 129, 4). Отнимем же мерзости от уст наших, и прежде всего – от сердца нашего, убоимся от лица Его и поклянемся для верности наших намерений и поступков: «жив Господь!» в истине, суде и правде. Вы, нечестивцы, нагло оскорбляющие Бога, забываете эту истину и потому поступаете так, как бы вовсе нет Господа, живущего в истине, суде и правде.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться

Если возвратишься, Израиль, говорит Господь, то ко Мне обратись. Вместо этого LXX перевели: если обратится Израиль, говорит Господь, то ко Мне обратится; и смысл такой: если ко Мне возвратится, то возвратится из плена; или иначе: если принесет что имеет; имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущего же, и еже мнится имея, взято будет от него (Мф. 25:29). Далее, применительно к еврейскому, смысл такой: если возвратишься ко Мне, Израиль, и если однажды возжелав спасения ты говоришь, что согрешил и не послушал голоса Господа Бога своего: то обратись вполне, уверуй в Того, от Кого ты отрекался, и тогда обращение будет полное.

Если отнимешь претыкания твои от лица Моего, то не поколеблешься. Когда мы колеблемся и говорим: мои же вмале не подвижастеся нозе (Пс. 72:2): то мы терпим это не по слабости природы, а потому что ставим претыкания, – идолов своих против Господа.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться

Если Израиль завел речь об обращении, то это обращение должно быть полным, настоящим (ко Мне = пред лицом Моим; след. в обращении Израиля все должно быть ясно, определенно и открыто — пред Богом скрываться и фальшивить нельзя). — Мерзости твои — т. е. все, что возбуждает гнев Иеговы, что отделяет Израиля от Бога. — Не будешь скитаться — т. е. не останешься изгнанником, и снова будешь возвращен в свое отечество.

Ст. 1-4 Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. И будешь клясться: «жив Господь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться. Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших

Ответ Иеговы Израилю и обращение к жителям Иерусалима

На жалобу Израиля, которая содержится в 22–25 ст. III-главы, Иегова говорит, что восстановление Израиля возможно только при вполне истинном раскаянии и отречении от идолопоклонства. Затем, обращаясь к своим согражданами, жителям Иерусалима, и ко всем иудеям, Иеремия и от них требует скорейшего раскаяния во избежание тех наказаний, какие разгневанный иудеями Иегова хочет обрушить на их головы.

Толковая Библия.