Толкования на Иер. 9:4

Прав. Иоанн Кронштадтский

Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы

Везде и во все времена человека видишь непостоянным, злым, склонным ко лжи и неправде и ко всякому греху. Теперь люди таковы же. И ныне часто нужно беречься от искреннего своего и не полагаться даже на брата своего; всяк готов поставить нам запятую и наскочить с подлою лестию.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-6 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы.Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь

Каждый пусть бережется ближнего своего и не доверяет всякому брату своему, ибо всякий брат преткновением преткнет, и всякий друг будет ходить лукаво; и муж брата своего осмеет и истины не будут говорить. Ибо они приучили язык свой говорить ложь (или язык их привык говорить ложь), они утомились поступая беззаконно (или поступали беззаконно и не перестали, чтобы обратиться). Жилище твое среди коварства, в коварстве (или лихва на лихву, и коварство в коварстве); отреклись (или не захотели) знать Меня, говорит Господь. Местом этим должно пользоваться во время гонения и скорби, когда или редко есть, или вовсе нет верности, когда нельзя верить ни брату, ни ближнему и враги человеку домашние его, когда, по Евангелию, «предаст отец сына и сын отца, и разделятся двое на трое, и трое на двое» Словами же: приучили язык свой говорить ложь (или язык их привык говорить ложь), показывает, что привычка говорить ложь обращается как бы в природу и что они ревностно стараются поступать нечестиво В словах: жилище твое среди коварства, в коварстве, речь обращается собственно к пророку, что он живет среди народа лживого; или, как перевели LXX: лихва на лихву и коварство на коварство, —что они постоянно умножают преступления, что им не стыдно прежнего проступка, но к прежнему они прибавляют новое. Поступая так, они всячески стараются не знать Господа, повелевшего не делать этого.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы

См. Толкование на Иер. 9:1