Толкования на Иер. 13:23

Прп. Исидор Пелусиот

Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?

По учению философов, качество может в вещи быть и не быть, потому что, как определяют они, основа качества есть сущность, и без бытия сущности, говорят они, невозможно и бытие качества. Но Писание всего более не природу и не сущность сравниваете с сущностью, а качество с качеством, говоря: аще пременит Ефиоплянин кожу свою и рысь пестроты своя, и вы можете благотворити, научившеся злу. Впрочем, чтобы не входить в тонкие исследования о сем, попытаемся показать, что самое изречение, которое они представляют, ниспровергает их построения. Ибо словами: научившеся злу сами ниспровергают учение, которое кажется им непререкаемым. Если бы от природы имели мы ведение зла, то сказал ли бы Пророк: научившеся злу? Если научились, то есть возможность и отучить себя. Так ниспровергается и все другое, якобы благоприятствующее мнению невежд.

Ибо и душевен человек, хотя не может принять, яже Духа (1 Кор. 2:14), однако же может придти в состояние, в котором возможет; и древо зло, хотя не может плоды добры творити (Мф. 7:18), однако же может придти в состояние, в котором возможет. Потому что не одно и то же — не быть способным и не стать таким и впредь: но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое — на время будущее, в которое прежде ни к чему не годный может сделаться достойным уважения. Об этом гласят ежедневно сменяющиеся события, ясно же подтверждают сие и Писания.

Ибо как Песнопевец пал и восстал? Как Павел, будучи гонителем, вступил на новое поприще и стал проповедником гонимого? Как Петр, отрекшись, изгладил пятно сие? Как дикая маслина привилась к маслине доброй? Как спаслись Ниневитяне? Как разбойник послан в рай? Посему, узнав, что, если кто под руководством высшей силы захочет потрудиться и все приведет в движение (ибо недостаточно только пожелать), то он и научится, и плод принесет, и спасется. И ты делай все, что от тебя зависит и что содействует к исправлению падающих.

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое

Без благодати Божией невозможно человеку сделаться добродетельным.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое

Если может Эфиоплянин переменит кожу свою и барс пятна свои, то и вы можете делать доброе, привыкши ко злу. Этим свидетельством пользуются против Церкви те, кои хотят доказать, что у людей природа различна, и говорят, что чернота или пестрота грехов столь велика, что она не может перейти в белизну и одноцветную красоту, говорят, не обращая внимания на то, что следует дальше: и вы сможете делать доброе привыкши ко злу. Ибо все. к чему привыкают, есть дело не природы, а упражнения и собственной воли, которая от чрезмерной привычки и любви ко греху обращается как бы в природу. Но то, что невозможно для людей, возможно для Бога; не Эфиоплянин и не барс изменяют свою природу, а тот, кто действует в Эфиоплянине и в барсе, по слову апостола: вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Фил. 4:13). Посему и в другом месте тот же апостол говорит: паче всех их потрудился, не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15:10), и: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). И еще читаем написанное: что имами, его же неcи приял, или, что хвалишися, яко не прием (1 Кор. 4:7)? По сим-то причинам пусть не хвалится ни мудрый мудростью своею, ни сильный силою своею, ни богатый богатством своим, ни целомудренный целомудрием своим, зная, что во всем этом сила Христова, а не тех, кои хвалятся силами своими.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое

Барс или леопард с пятнами и доселе ещё водится в Палестине, на Ливанских горах. — Можете ли?. Грех так овладевает человеком, что становится для него необходимостью, как бы второю природою.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 13:15