Толкования на Иер. 15:19

Свт. Иоанн Златоуст

На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним

И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Что значит это? Кто руководит ближнего от заблуждения к истине, или от зла приводит к добру, тот, говорит (Господь), уподобляется Мне, сколько это возможно человеку. И сам Он, будучи Богом, облекся в нашу плоть и соделался человеком не для чего иного, как для спасения рода человеческого. И что говорю: облекся в нашу плоть и испытал все, что бывает с людьми, когда Он взял на себя даже крест, чтобы нас, плененных грехами, освободить от проклятия? Об этом взывает Павел, говоря: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» (Гал. 3:13). Итак, если Он – Бог и существо непостижимое, по неизреченному человеколюбию, принял на Себя все это ради нас и нашего спасения, то чего не должны мы сделать для наших братьев и сочленов, чтобы исхитить их из челюстей диавола и привести на путь добродетели? Насколько душа лучше тела, настолько высших – пред подающими бедным деньги – наград удостоятся те, кто увещаниями и частыми внушениями ведут нерадивых и заблуждающихся на прямой путь, показывая им безобразие порока и великую красоту божественной добродетели.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 3.

Прп. Никодим Святогорец

Но если ты, будучи еще страстным человеком, желаешь стать духовником, то горе! Конечно, ты, имея помраченным ум, не сможешь рассудить о надлежащем исправлении, которое необходимо для каждого грешника: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Ты не будешь наказывать их как следует, но будешь с легкостью делать величайшие снисхождения тем грешникам, которые будут падать в те же страсти, в которых пребываешь и ты. «Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим. 2:1).

Ты не сможешь преклонить грешников в свою сторону, но, напротив, грешники привлекут тебя к себе. Они – привлекут тебя к своей воле, а не ты – их к своей воле. Это запрещает Бог, говоря Иеремии: «Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним». И кто знает, виновниками какой опасности и какой душевной погибели станут эти три вещи и для тебя, и для кающихся.


Мы говорим тебе одним словом, что рай и ад, жизнь и смерть, спасение и погибель душ находятся в твоих, духовник, руках. И если благодаря твоему доброму исправлению они спасутся, то услышишь ты: «Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши». Если же, напротив, какая-либо из душ из-за твоего плохого исправления и нерадения погибнет, то ты услышишь следующее: «Беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу» (Иез. 3:18).

Руководство к исповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19–21 На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей

Поэтому так говорит Господь; если ты обратишь, то Я обращу тебя, и ты станешь пред лицом Моим. И если отделишь драгоценное от ничтожнаго, то будешь как уста Мои. И Я поставлю тебя народу сему стеною медною, крепкою; и будут ратовать против тебя и не преодолеют, ибо Я с тобою, чтобы спасать тебя и исторгать, говорит Господь. И избавлю тебя от руки злейших, и искуплю тебя от руки сильных (или смертоносных). Очевидно, что предыдущее говорил не Иерусалим, а пророк; ему отвечает Господь: если ты обратишь народ от грехов, то и Я обращу тебя от печали на радость, и будешь стоять пред лицем Моим, как ангелы стоят пред лицем Божиим, всегда видя лице Его. И если отделишь драгоценное от ничтожного, то будешь как уста Мои. Не думай, говорит, что за доброе дело нет награды: если ты словами своими отделишь некоторых святых Моих от числа грешников, то будешь как уста Мои и будешь связан с Моими заповедями. Ибо они должны быть твоими подражателями, а не ты подражателем их. Не бойся и не говори: зачем скорбь моя стала всегдашнею и рана моя сильною и непоправимою, так что я отчаиваюсь в своем исцелении: ибо Я поставлю тебя стеною медною и самою крепкою, так что ты противостанешь врагу со всею силою, ты Меня будешь иметь помощником своим и Я избавлю тебя от руки злейших или смертоносных, и искуплю тебя или кровью Моею, или, в настоящее время, Моею помощью. Обратим внимание на то, как вознаграждается слово учителя, если оно будет сильно освободить кого либо от заблуждения и вывести из числа грешников.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним

и сл. Иегова не высказывает никакого сожаления о том, что испытал доселе Иеремия и как бы забывает о его заслугах. Иеремии этим дается понять, что своими чрезмерными жалобами он унизил свое достоинство служителя Иеговы. Нет, те уста, которые Господь сделал орудием возвещения Своей воли, не должны говорить ничего недостойного. Кто не доволен своим положением вестника Иеговы, а еще желает чего-то для себя лично, тот не достоин быть служителем Божиим! — Извлечешь драгоценное из ничтожного — правильнее: «если ты принесешь только благородное и ничего ничтожного». В Иеремии есть и хорошие задатки, и дурные. Он должен развить в себе только первые и освободиться от обычных людям плотских стремлений.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 15:10