Толкования на Иер. 17:9

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9-10 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его

Лукаво сердце всех, и неизследимо, кто познает его? Я Господь, испытующий сердце и проникающий внутренности, Который даю каждому по путям его и по плоду помыслов его. LXX: глубоко сердце более всего, и человек есть, кто познает его? И прочее подобно. Еврейское слово enos пишется четырьмя буквами: алеф, нун, вав и шин. Итак, если читается enos, то значит человек, если же anus, то неизследимое, или отчаянное, в том смысле, что никто не может наследовать сердце человеческое. А Симмах это место перевел так: неизследимо сердце всех: кто же муж, который нашел бы его? Некоторые наши имеют обыкновение, хотя с добрым намерением, но не по разуму, пользоваться этим местом против Иудеев, что Господь и Спаситель по домостроительству воспринятой плоти есть человек и никто не может знать тайну рождения Его, по оному написанному: род же его, кто исповесть (Ис. 53:8), — кроме одного Бога, Который испытует тайное и воздает каждому по делам его. Но лучше понимать просто, — что никто не знает тайн помыслов, кроме одного Бога. Ибо выше сказал: проклят человек, который надеется на человека и напротив, блажен муж, уповающий на Господа; поэтому, чтобы мы не думали, что суд людской верен, присовокупил, что сердца почти всех людей лукавы, как говорит Псалмопевец: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего (Пс. 18:13), без сомнения, помыслов; и в Бытии: видев же Бог, яко умножишася злобы, человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни (Быт. 6:5), и еще: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8:21) Сим научаемся, что один Бог знает помыслы их. Если же о Спасителе говорится: Иисус же видя помышление сердец их (Лк. 9:47), а никто не может видеть помышление их, кроме одного Бога: то следует, что Христос есть Бог, испытующий сердца, приникающий внутренности и воздающий каждому по делам его.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его

Пророк и здесь имеет в виду хитрые замыслы иудейских политиков, которые однако Господь ясно видит.

См. также Толкование на Иер. 17:5